Клуб DiyAudio

Начинающим и не только... => Спроси совет => Тема начата: volli от 01 Марта 2021, 17:19:03

Название: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 01 Марта 2021, 17:19:03
 Нашёл у себя железо тор диаметр 128х68мм, ширина 70мм. Сечение железа где-то 29х70 (мм).
Вопрос: что можно "выжать" из этого в плане авто-трансформатора, типа вход 220в выход максимально 250в. Когда-то рассчитывал и изготовлял автотрансформатор, но на Ш железе. Отличается ли методика расчёта для тора? (С торами дел не имел :d_know:)
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 01 Марта 2021, 17:59:18
Володь, я давно использую бесплатную прогу "PowerTrans 1.0". Достаточно объективно все считает. Только входную напругу надо выставлять 230V. Оговорюсь: если в железе уверен. Если нет - осцилл и тестовая обмотка в помощь... Тор твой точно под 200 ватт габаритом, но ты про ток ни гу-гу... ;D
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Станислав от 02 Марта 2021, 00:34:09
У торов при том же железе число витков на вольт меньше. Если память не изменяет, 45 делили на площадь сердечника  в кв. см. То есть у тебя 2,2-2,3 витка на вольт. Диаметр провода считаешь как обычно. Я думаю, 3 А на кв. мм спокойно можно брать, а то и 3,5 А. Слоев будет немного, охлаждаться будут лучше, чем в небольших трансах, где слоев 20. В торе и витки неплотно лежат, тоже добавит охлаждения.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: TANk от 02 Марта 2021, 05:56:27
У торов при том же железе число витков на вольт меньше.
Еще зависит от средней длины магнитного пути. Для тора это среднее арифметическое между внешним и внутренним периметрами. Запросто может оказаться и больше чем для аналогичного по сечению Ш.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 07:17:43
Если память не изменяет, 45 делили на площадь сердечника  в кв. см.
Для автотрансформатора на торе, особенно если он будет работать в длительном режиме, я бы с таким расчетом не связывался, ибо тор может запросто улетать в насыщение со всеми последствиями... Лучше перебдеть, благо размеры бублика позволяют.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: IronYorick от 02 Марта 2021, 07:38:04
Запросто может оказаться и больше чем для аналогичного по сечению Ш
Только если какому-то психу стукнет в голову намотать хула-хуп из трансформаторной стали :laugh: В  стандартных сердечниках тор выигрывает. Геометрия :d_know:
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Станислав от 02 Марта 2021, 07:52:31
Для автотрансформатора на торе, особенно если он будет работать в длительном режиме, я бы с таким расчетом не связывался
Ради интереса давай попробуем в упомянутой тобой программе посчитать.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 08:00:01
Я то посчитаю... Ибо мотаю только торы... ;D  Но пусть вистующий сам займется, это же его детище. :laugh:  На самом деле, если осцилла нет, можно за основу взять 50/S, но выгнать ток холостого хода рабочей части обмотки не более 20 mA.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 10:14:41
прогу "PowerTrans 1.0"
Спасибо, скачал, буду изучать.
Тор твой точно под 200 ватт габаритом, но ты про ток ни гу-гу...
Надо посмотреть, очень похоже на сердечник от латр 250 - есть такой, правда требует ремонта. :(
 По току - видимо не пойдёт, куда думал применить - есть "самопальная" электро-духовка, по расчёту - 2 киловатта,  недавно ремонтировал, добавил чуток витков,  раньше приходилось питать через 10-и амперный латр с выходом на 180-190в, но сейчас сеть слабовата, на входе в дом 205-215в, пироги слегка "бледноваты", ;D вот и думаю, как поднять напряжение. ???
 
 
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 11:22:14
вот и думаю, как поднять напряжение.
тех задание не полное - нужен ЛАТР или автотрансформатор???
если автотрансформатор, то что мешает взять например ТС270 и намотать вторичку 4 обмотки 6,5 вольт проводом миллиметра 3
А когда электрики поднимут напругу, то останется приличный накальный трансформатор для экспериментов
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 11:48:05
тех задание не полное
Думал изготовить повышающий авто-трансформатор (ступеньчатый) для компенсации напряжения (для 2-х кило-ваттной духовки :))
взять например ТС270 и намотать вторичку 4 обмотки 6,5 вольт проводом миллиметра 3
Не совсем понял, как это будет работать? ??? Есть один ТСА-270.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 11:57:39
Володя, я тоже не понял... Народ, похоже, путает духовку с БП усилителя  :laugh:  никаких вольтодобавок тут не получится, нужен полноценный автотрансформатор на мощность духовки. Я бы для начала претензию по всем правилам выставил электросетям. А то однажды поднимут напругу до нормальной и твоя духовка при поддержке автотрансформатора превратится в плавильную печь... :D  Ну и транс такой мощности еще суметь сделать надо.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 12:06:31
никаких вольтодобавок тут не получится
это еще почему?
что мешает?

и добавил...
(https://a.radikal.ru/a30/2103/39/532271ce96f5.jpg) (https://radikal.ru)


нам нужно добавить 20в при 10А -мощность 200вт
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 12:17:35
arcev, Если гипотетически предположить, что КПД трансформатора равен 1 то мощность потребляемая его вторичкой будет равна мощности которую потребляет электропечь. Получить эту мощность из сети получится только за счет повышения потребляемого тока, на который эта сеть может быть не рассчитана, это кстати одна из частых ошибок людей, которые ставят себе на дачи стабилизаторы напряжения.

и добавил...
нам нужно добавить 20в при 10А -мощность 200вт
Сергей, если так, то картинка с автотрансформатором не подходит. Наверно о таком включении речь?
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 12:27:16
(https://d.radikal.ru/d42/2103/f5/7a474a474f6c.jpg) (https://radikal.ru)

исправил картинку применительно к своему сообщению

и добавил...
мощность потребляемая его вторичкой будет равна мощности которую потребляет электропечь
мощность трансформатора нужна только на мощность вольтодобавки
кто сомневается проведите собственную лаб работу
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 12:41:31
мощность трансформатора нужна только на мощность вольтодобавки
Сергей, на твоем изображении повышающий автотрансформатор.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 12:45:59
Сергей, на твоем изображении повышающий автотрансформатор.
надо понизить? переключить начало-конец вторичек
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 12:47:54
надо понизить? переключить начало-конец вторичек
Хорошо, к каким концам подключается печь?
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 12:49:13
Хорошо, к каким концам подключается печь?
secondary side
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 12:50:17
arcev, и при этом ты утверждаешь, что первичка будет потреблять 200 Вт? Мне почему-то кажется, что 2200 Вт  :d_know:
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 12:54:09
Сергей, если так, то картинка с автотрансформатором не подходит. Наверно о таком включении речь?
в чем отличие этих схем??

беру таймаут для рисования, чтобы стало понятно

и добавил...
Мне почему-то кажется
креститься надо  :drink:
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 12:55:39
в чем отличие этих схем??
В том, что в моей трансформатор потребляет 200 Вт а в твоей 2200 Вт.


и добавил...
креститься надо
Ну это ожидаемо...
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 13:17:48
Ну это ожидаемо...
ну я же по дружески  :)
ну начинаем разговор
(https://d.radikal.ru/d30/2103/5b/2177a93a74a7.jpg) (https://radikal.ru)
на схеме специально вынес первичку в сторону
вопрос первый : какой ток протекает через вторичку в положении 2 и при каком напряжении
хотя мне кажется что мы говорим об одном и том же только разными словами

Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Злой от 02 Марта 2021, 13:35:45
Мне почему-то кажется, что 2200 Вт 
Первичка на самом деле будет потреблять меньше, токи там в противофазе и вычитаются, а в обмотке вольтдобавки токи складываются, и провод там нужен вдвое толще, чем в первичке. Я на такое наткнулся, когда перематывал транс из бесперебойника, поначалу репу чесал, зачем так сделано.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 13:38:35
arcev, да ты прав, я даже как-то не задумывался о том, что у автотрансформаторов расчетная мощность меньше чем передаваемая  ;-[

и добавил...
Злой, согласен, я затупил и считал полную мощность потребляемую от сети.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 13:44:41
 :off:
Ув Олег, мы с Вами водку не пили и тыкать человеку на 20 лет старше...
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 13:46:01
 Давно не занимался темой авто-транса, но: обязательно наличия общего сердечника! Тогда ток "первички" и "вторички" частично компенсируются, на "общем" участке обмотки. В случае повышающего авто-трансформатора максимальный  ток нагрузки пойдёт только по той части обмотки, которая не является "первичкой".
 Надо "освежить" теорию. ;-[
 Основная проблема для меня - это особенности расчёта  тороидального сердечника, так как не приходилось с ними работать... .  :d_know:
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 02 Марта 2021, 13:48:36
Ув Олег, мы с Вами водку не пили и тыкать человеку на 20 лет старше...
На этом форуме как бы так принято, но на Вы так на Вы уважаемый Сергей!
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 14:04:03
Повышенный ток КЗ. Это связано с тем, что ток нагрузки ограничен не насыщением магнитопровода, а сопротивлением нескольких витков вторичной обмотки.
 Не учтя это, я "подпалил" свой латр. >:( Надо будет заменить част витков. И поставить предохранитель. :)
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: das от 02 Марта 2021, 14:05:38
А я вот такой нашел

[attachment=1]

домой притащил... но пока не включал
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 14:21:09
 Почти такой есть и у меня, это 9-10 амперный латр, "очень нужная, понимаешь, вещь в хозяйстве!" :laugh:
Но предохранитель всё равно нужен. :) Из расчёта диаметра повода обмотки, что-бы в случае если разность или сумма токов, проходящих по данному участку обмотки не превышала возможностей обмоточного провода. Как-то так. ???
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 14:32:43
Мужики, а о чем вы спорили? ;D  Я что-то в духовках перед ТЭНами автотрансформатора по умолчанию ни разу не видел... Куда "вольтодобавку" добавлять то? :D  Или вы собираетесь "прибавляться" прямо к фазному напряжению?
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 15:26:04
 Для "упрощения" задачи духовку можно заменить на "активную нагрузку 2 киловатта". :yes:
Так как имеющегося напряжения питания сети не хватает "снять" 2 "кило", требуется "приподнять" напряжение питания. Вот так понятно? :)

 Если с ТСА-270 смотать лишнее ( можно чуток увеличить количество "первички" на "220") и добавить несколько секций (для "повешения") проводом соответствующего диаметра - вот и готов повышающий автотрансформатор!  :v: Надо прикинуть, что можно с него "взять". ;-[
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 02 Марта 2021, 15:43:34
можно чуток увеличить количество "первички" на "220"
там первичка на 254вольта
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 16:25:05
 Так как нет сейчас доступа к "умным" книжкам провёл "прикидочный" расчёт авто-трансформатора на два киловатта - ток  9 ампер - как раз как тот латр, что показал Сергей (das)! Так что облом! :( Из имеющегося  сердечника такую мощность не снять. :(
 Пусть полежит, ждёт другого "прожекта" :)
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 17:15:30
Не, непонятно... ;D  Особенно про мощность... Вы, други, не с Николой Тесла работали? ;D  Собираетесь включить последовательно на одном магнитопроводе слаботочную и сильноточную обмотки? А губа у вас не треснет? :P  Представил, как на всех столбах в наших селениях для корректировке мощности подвешены на гвоздиках ТСА-270... :laugh:
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 02 Марта 2021, 17:47:10
null последовательно на одном магнитопроводе слаботочную и сильноточную обмотки?[/quote]
 А почему бы и нет? Автотрансформатор при определённых условиях это допускает. :-X Естественно с учётом габаритной мощности. ;-[
Только, просьба, обсуждение без грубостей -  проблема не стоит того. ;D Я до утра на работу.  :)
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 17:54:12
Володь, да какие грубости??? И в мыслях не было!  ;D  Если совсем серьезно, то так не бывает. Если хочешь поднять вольтаж при сохранении мощности, то ВСЯ ОБМОТКА АВТОТРАНСФОРМАТОРА должна быть выполнена соответствующим проводом на соответствующем сердечнике. Это не блокинг-генератор для трубки Гейгера-Мюллера  ;D
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Злой от 02 Марта 2021, 21:00:10
то ВСЯ ОБМОТКА АВТОТРАНСФОРМАТОРА должна быть выполнена соответствующим проводом на соответствующем сердечнике.
Юра, миллионы ИБП (источников бесперебойного питания) именно ТАК и сделаны, причем в режиме автотрансформатора они прекрасно работают годами. Сердечник вдвое меньше по сечению, чем нужно по расчетам. 90% первмички намотаны проводом тоньше, чем нужно по расчетам и только оставшиеся 10% намотаны толстым проводом с отводами. А вот стоит пересесть на аккумуляторы, так греются как печка.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 02 Марта 2021, 21:12:42
Марат, я же не про 250-300 ватт говорю... ИБП рассчитан на кратковременный режим работы, это вообще несопоставимые вещи. Ты мне лучше совковый феррорезонансник в пример приведи  ;D 

и добавил...
Я сдаюсь... :D  Мотайте на ТС270 или на торе, крайне любопытно будет взглянуть  ;D  Но рупь за сто даю, что на духовку 2,2 кВт  это не покатит...
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: drummer от 03 Марта 2021, 04:11:41
А может в самой духовке чё подправить? Не?
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Станислав от 03 Марта 2021, 06:57:49
на духовку 2,2 кВт  это не покатит.
2.2 кВт он не будет тянуть. Через сердечник пройдет мощность, соответствующая только добавке напряжения (20 В х 10 А = 200 Вт). Остальная мощность возьмется из сети.  Как повернуть рисунок, не знаю, простите за неудобство
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 07:17:03
Стас, да нарисовали уже в начале обсуждения... :yes:  Подождем практической реализации. Рупь за сто... ;D
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 03 Марта 2021, 07:21:32
"Особенности автотрансформатора

Автотрансформаторы рассчитываются аналогично простым трансформаторам, только сердечник определяется не на всю мощность, а на мощность разницы напряжений.

Например, мощность магнитопровода 250 Вт, на входе 220 вольт, на выходе требуется получить 240 вольт. Разница напряжений составляет 20 В, при мощности 250 Вт ток будет равен 12,5 А. Такое значение тока соответствует мощности 12,5*240=3000 Вт.
Потребление сетевого тока составляет 12,5+250/220=13,64А, что как раз и соответствует 3000Вт=220В*13,64А. Трансформатор имеет одну обмотку на 240 В с отводом на 220 В, который подключён к сети.
Участок между отводом и выходом мотается проводом, рассчитанным на 12,5А.
Таким образом, автотрансформатор позволяет получить на выходе мощность значительно больше, чем трансформатор на таком же сердечнике при небольшом коэффициенте передачи."
 Вот так вроде бы понятно?

 https://ssk2121.com/raschet-avtotransformatora-svoimi-rukami/
Взято отсюда.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 07:48:56
Володь, понятно... ;D  Ну сделай, коль все так гладко и просто... :yes:  рупь за сто...
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 03 Марта 2021, 08:00:02
все так гладко и просто...
Как всегда - "Гладко было на бумаге и т.д" ;D
Весна, третий день солнышко выглядывает, жена с секатором в саду бродит, на меня ворчит - когда доделаешь подоконники под установку рассады? ;D Семена уже замочены.
 Время, как и вода, течёт под горку, всё быстрее и быстрее... . ;-[
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 08:34:50
Володь, а я уж хотел присоветовать тебе место для огнетушителя предусмотреть и перестраховаться от судебных исков соседей на случай перекоса фаз... ;D  А в земле ковыряться - приятное занятие  :v:


А с РЭС стоит повоевать, лучше коллективным заявлением... В большинстве случаев эта беда устраняется выравниванием нагрузок по фазам.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: 323f от 03 Марта 2021, 08:37:54
Термопредохранителя достаточно.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: arcev от 03 Марта 2021, 10:12:31
А с РЭС стоит повоевать

ничего не получится
на входе в дом 205-215в


Цитировать (выделенное)
Для указанных выше показателей КЭ установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального или согласованного значения напряжения в течение 100 % времени интервала в одну неделю.

ПУЭ пункт 4.2.2
http://pue7.ru/gost/32144-2013.php
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: volli от 03 Марта 2021, 10:35:06
выравниванием нагрузок по фазам.
У меня в доме ТРИ фазы, выбирай любую. ;D Как бы 15 киловатт. :)
Кстати! Интересная мысль - трёхфазный автотрансформатор - надо "обмозговать" :v: ;D Правда, на кухню заведены несколько линий, но все однофазные. :(
 Частный район, когда начинали (первыми, с "нуля", 1993 год), человек 12-15, кое-как "наскребли" на проведение линии, естественно сэкономив на проводах - если помять не изменяет - воздушка алюминий 35 "квдратов", четыре года назад удалось "сдать" на баланс городу, до этого жуткие споры - кто оплатит потери на линии. :facepalm:
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 10:51:51
Володь, с трехфазным автотрансформатором в теории проще, а на практике еще сложней... :yes:  И что: по всем трем фазам пониженное напряжение в хате? Тогда действительно к РЭСу не подкопаешься, надо умощнять ЛЭП.

и добавил...
Разбередили душу этой темой... ;D  Достал своего красавца, начну, наверное, стендик на его базе делать. Олег, Horri, облизнись... :P 
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 03 Марта 2021, 11:35:44
Олег, Horri, облизнись...
Он не на 400Гц? А то видел такие в продаже с подводных лодок  ;D
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 11:48:35
Нет, на 50 гц, 0,5А. Немецкий, с испытательного оборудования времен СЭВ  ;D  изумительный по качеству исполнения, т.к. витки пролиты компаундом и не расползаются под роликом.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 03 Марта 2021, 13:55:45
smarold, мне нужен АРМ-1 или что-то похожее.
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 14:18:57
Это теперь только из музея выкрасть... ;D
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: Horri от 03 Марта 2021, 14:21:53
Это теперь только из музея выкрасть...
Их вроде как выпускает АО "СТРЕЛА" http://oaostrela.ru/plugins/catalogue/?id=1
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: smarold от 03 Марта 2021, 14:48:20
Я уже не интересуюсь  :yes:  в повседневной практике вот такой облагороженный 2-амперник трудится. За глаза хватает...


Так если выпускают - надо концы искать да купить...
Название: Re: авто-трансформатор
Отправлено: TANk от 04 Марта 2021, 07:25:17
А я вот такой нашел
хорошая машинка. Главное размеры небольшие. Но мощность до 250Вт. У меня такой ЛАТР работает на первичку ТА273. Вторички все последовательно. Получился гальванически развязанный от сети источник питания регулируемый который может выдать на выходе от нуля до 360вольт переменки с током до 0.6-0.7А В железной коробке от старого большого ИБП стоит латр, трансформатор и выпрямитель. На морде ручка ЛАТРА и две пары клемм. Переменка и постоянка после диодного моста. И вольтметр на переменку. Обычный стрелочный до 400в.