Клуб DiyAudio
Акустика => Акустические системы => Тема начата: Gerasim2 от 22 Февраля 2014, 03:52:08
-
Добрый день !
Пытаюсь сделать первые самодельные АС ,возникли вопросы по фильтрам (теоретических знаний к сожалению маловато :facepalm: )
Моделировал в LspCad ,вот что получилось :
[attachment=4]
[attachment=2]
[attachment=5]
[attachment=6]
[attachment=7]
[attachment=8]
Ткните пожалуйста носом в косяки :) На мой дилетантский взгляд низковата зона работы пищалки (Fs 1200 гц ) С импедансом ничего страшного ? Как работа вне оси ?
Собрал на картонке макет и снял реальную АЧХ
[attachment=1]
Вроде похоже на модель . Выскажите ,пожалуйста, свои замечания .
-
Добрый день ! Частота раздела действительно низковата. Попробуйте смоделировать фильтра на частоты от 2.5 кГц, исходя из фазовых характеристик примененных головок и фазы примененных фильтров на частоте раздела.
и добавил...
...и примеры...
-
На мой дилетантский взгляд низковата зона работы пищалки (Fs 1200 гц ) С импедансом ничего страшного ?
От дилетанта-дилетанту:
Если резонанс пищалки 1200 гц, чем Вы руководствовались выбирая частоту среза фильтра? Или это сделала прога в режиме оптимизации?
Импенданс мне не совсем понятен, не известно сопротивление ВЧ головы...
Собственно все... Графики АЧХ красивые, да и стальное все хорошо. На вид. А как на слух-это уже Вам решать.
Вопросы, ясный пень есть:
1- каков краткий алгоритм выбора типа и элементов фильтра, т.е чем Вы руководствовались? Если коротко..
2- Пробовался ли вариант с противофазным включением динамиков?
3-почему на Вч именно гасящий резистор, почему после элементов фильтра, а не до? Почему не делитель напряжения?
4-как в настройках программы забито смещение НЧ и ВЧ динамиков ( равно нулю?)
Если бы Вы выложили данные динамиков ( Fs ; Le ; Re ) ну и заодно файлы измерений АЧХ и импенданса( файлы с расширением .txt), многие вопросы отпали бы сами собой и даже можно было бы смоделировать.
Больше, пока сказать нечего, не хватает данных.
-
Спасибо за ответы .
Собираю на лежащих без дела автодинамиках :Kicx 6020 http://www.avtozvuk.com/az/2002/04/p50-51.htm (с нехарактерными для авто Fs 43 и Qts 0,46 ) и древних ,ещё времён ФРГ Canton set 300 .Оформление - лабиринт Рогожина .
Частота среза фвч 3 кгц ,прога наверное добротность фильтра поменяла
Вот АЧХ головок ,измеренная самопальным микрофоном на wm -61 и усилителе FENIXа (спасибо yooree за ad8620 )
(http://[attachment=1])(http://[attachment=2])
1.Пробовал разные порядки фильтров ,более-менее пристойно получилось с фнч 1500 гц и фвч 3000 гц 2го порядка .Поставил аттенюатор и LR цепочку подавления влияния баффла .Руководствовался главным образом книгой С.Д.Бать "Любительские громкоговорители .Часть 3 "
2.В противофазе ставить не пробовал .
3.Был делитель ,прога пересчитала параллельный пищалке резистор в 400 ом ,его убрал .В LR цепочке шунтирующий катушку резистор тоже оказался 0.01 ом .
4.Смещение как в корпусе - Tw 0,0,0 ; W 0,-120,25 .
и добавил...
Если бы Вы выложили данные динамиков ( Fs ; Le ; Re ) ну и заодно файлы измерений АЧХ и импенданса( файлы с расширением .txt), многие вопросы отпали бы сами собой
Мид 43 гц 170 mkH 3,9 Ом
Пищ 1200 гц 16 mkH 4,1 Ом по Le не уверен ,так ARTA написала :d_know:
-
Ага, какие то файлы измерений даны, я обязательно посмотрю.
Судя по всему Вы пытаетесь посчитать фильтр в проге в автоматическом режиме.
Т.е рисуете что то свое, а потом даете команду на оптимизацию всего.
И прога все передербанивает по своему. Отсюда и ненормальные номиналы деталей, убегает частота среза ит.д. Просто контролируйте это поэтапно или задайте ограничения. Попробуйте не пользоваться глобальной оптимизацией всей АЧХ.
Каждый фильтр тоже можно оптимизизовать под конкретные задачи, и можно задать условия, кое какие элементы из оптимизации исключить, задать границы и.т.д.
А можно все делать вручную, долго, но можно.
И вот еще: есть много разных путей расчета фильтров, разных методик и соответственнонепохожих схем. Не пытайтесь переучить LspCad научить методике Серея Давыдовича или каким то другим, это тупо программа математического анализа и она просто не понимает новшеств и тонких хитростей. И может выдать дурацкий результат.
Алгоритм, который заложен в LspCad очень напоминает расчет фильтров всепропускающего типа со всеми вытекающими.Т.е относитесь к расчету осторожно, не как к аксиоме.
и добавил...
4.Смещение как в корпусе - Tw 0,0,0 ; W 0,-120,25 .
Извиняюсь, не это.
В окне параметров динамика. Какие значения стоят под надписью Rel.location все нули или что то меняли?
-
В окне параметров динамика. Какие значения стоят под надписью Rel.location все нули или что то меняли?
Пищалка взята за точку отсчёта ,там нули .
Мид по оси Х 0 ,Y на 120 мм ниже (-120) ,Z на 25 мм глубже (25)
Глубину вставил по результатам изменения задержки в ARTA (микрофон на фотоштативе поднимался без изменения расстояния до баффла ) ,там разница расстояний в глубину между акустическими центрами головок получилась 25 мм ,хотя реально между макушкой купола и центральным колпачком мида мм 15 .
-
Похоже, что на данных динамиках можно попробовать разные фильтры, от простых до сложных. Лучше добиться на простых, так как можно считать, что динамики одинакового сопротивления, а это упрощает расчёты, тем более если чувствительность у них более менее одинаковая. Методика Игоря Гапонова проста и практична. Оговорюсь, из опыта, что если мощность подводимая к АС невилика и имеется запас колонок по перегрузочной способности, то простые фильтры предпочтительней по качеству звучания, а если мощность скажем так номинальная для динамиков, то фильтра нужно делать второго порядка с цепями цобеля и усложнёнными расчётами сращивания фазы на частоте разделения полос. Начинать нужно с элементарного, на пищалку 2-4 мкф и всё, на мид прямо без фильтров, определим частоту сращивания, на которой вч не перегружается и мид не даёт просадки, это будет диаппазон частотный, а не конкретная частота. Из этого диаппазона выберем красивую ( октавную, гармоничную). Далее можно ввести индуктивность в мид, для выравнивания импеданса АС по всей полосе, далее выравниванием чувствительность резисторами так, чтобы импеданс был неизменным, по ходу итераций последовательного приближения, немного изменяем индуктивность и ёмкость. Без индуктивности срез может быть на 10кГц примерно, а с индуктивностью 3-5 кГц.
-
Спасибо всем откликнувшимся !Погонял колонки (пока одну ) на музыкальном материале .Особо сравнить не с чем ,но комповые Microlab Solo6 были порваны как грелка .Басовый потенциал впечатляет ,не зря заморочился с лабиринтом .С фильтрами надо будет работать дальше - пищалка на высоких уровнях "песочит ".
-
Несколько дней мучил прогу ,в итоге вот что получилось .К сожалению сделать проще не получилось - пришлось добавить два режектора .Собрал макет ,послушал - стало гораздо интересней ,наверное на таком варианте и остановлюсь .
Ещё раз всем спасибо !