Автор Тема: Станок для намотки тороидальных трансформаторов  (Прочитано 112999 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Всем привет !

Кто-нибудь пробовал хотя бы в мыслях собрать станок для намотки тороидальных трансформаторов?

На заводах торы сделать не проблема, но намотка внавал, довольно неаккуратно, для ламповых выходников совсем не але. Делал на  разных заводах в восточной Европе и Германии, везде одно и то же, видимо станки однотипные от Jovil и Ruff, скорость есть, аккуратности никакой (для обычных силовых/сетевых торов это ни к чему).
Я даже попробовал намотать челноком вручную, сделанным из фанеры (двойная рогатка), и забросил это муторное дело.

Цена за промышленные станки просто зашкаливает. Судите сами.
Простенький китайский можно купить например вот здесь:
http://stores.ebay.com/toolssales
Челнок/шпуля 300mm, максимальный размер тора OD(max) = 300mm, ID(min) = 60 mm
Цена $4880 за станок + $850 доставка из Китая до Европы
Вес аж 130 кг
Этот станок мягко говоря совсем не ахти. Минимальный внутренний диаметр например должен быть хотя бы 3.5 - 4 см, а не 6. Ну и так далее.

Более серьезные агрегаты (с диаметром челнока/шпули 30 - 40 см) стоят либо 15000 Евро (Ruff / Jovil), либо $14000 (китайские). Помимо веса больше центнера, у всех стоят допотопные контроллеры и софт родом из каменного века. Хотя механика судя по всему хорошая.
Пытался также купить отдельно запчасти - челнок и шпулю со станиной (т.н. gearhead), без моторов, контроллеров и стола для сердечника (это я могу и сам собрать), за это дело хотят 5500  Евро.

В журнале Радио 1987 N8 был опубликован чертеж станка (статью прилагаю), он немного маловат для намотки выходников, но идея неплохая. Его точно кто-то из российских Кулибиных собирал, поскольку я даже случайно наткнулся на 3D модель.


[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]

и добавил...
Странный глюк, почему-то невозможно прикрепить несколько файлов, показывается несколько дубликатов.
Станок из журнала Радио

и добавил...
Статья из журнала Радио

и добавил...
Конструкция шпули и челнока от промышленного станка
« Последнее редактирование: 15 Марта 2013, 23:42:30 от LinuxGuru »

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
Картинки оно красиво, но пообщавшись на нашем свечном заводике с людьми, крутившими торы, узнал одну неприятную вещь: как правило, один типоразмер тора - один станок. Универсальности как таковой нет - любой размер с ходу не накрутишь.
Есть мысли, но под все нужен станочный парк, на коленке сделать так, как хочется, не выйдет.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Да, либо станочный парк, либо сменные челнок и шпуля. Но мне все крутить не надо, только торы с внешним диаметром 10 - 17 см. Скрость тоже не принципиальна, ибо штучные экземпляры.

и добавил...
Кстати, на схеме есть ошибка - мотор должен быть с другой стороны, иначе провод просто намотается на шпиндель. Тот, кто рисовал, маленько напартачил.
« Последнее редактирование: 16 Марта 2013, 12:15:52 от LinuxGuru »

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
не только движок с другой стороны, но и привод шпули снаружи, иначе на вал намотаешь

и добавил...
и еще, не понимаю я как провод сматывается. катушка с проводом как то нежестко закреплена на шпуле чтоли?  :d_know:
« Последнее редактирование: 16 Марта 2013, 13:05:05 от xar »

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
не только движок с другой стороны, но и привод шпули снаружи, иначе на вал намотаешь

и добавил...
и еще, не понимаю я как провод сматывается. катушка с проводом как то нежестко закреплена на шпуле чтоли?  :d_know:

Это эскиз неизвестного художника, а не чертеж, так что многие элементы отсутсвуют.

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
как провод сматывается

В сети есть ролики типа этого
Станок для тороидальной намотки СНТ-0,315Р

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Картинки оно красиво, но пообщавшись на нашем свечном заводике с людьми, крутившими торы, узнал одну неприятную вещь: как правило, один типоразмер тора - один станок. Универсальности как таковой нет - любой размер с ходу не накрутишь.
Есть мысли, но под все нужен станочный парк, на коленке сделать так, как хочется, не выйдет.

jank5, а у этих людей случайно не осталось чертежей шпули, челнока и магазина? Была же у этих устройств проектно-техническоая документация, пока в сторону банановых республик не поплыли.

Оффлайн ToxiN

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 886
  • Репутация: 21
  • Григорий, г.Орел
  • Поблагодарили: +93
Господа, я сейчас разобью ваши хрустальные мечты о чугунную жопу реальности. Без наличия целого парка металлорежущих станков, да еще и не убитых временем вы хрен когда сделаете станок по намотке торов. Это вам не простые катухи крутить. тут ОООООчень важна точность. Есть у нас станок на работе. мотает на маленькие колечки из феррита. Так вот, там даже на разный диаметр провода ставится своя головка со шпулей. Чуть маленький перекос по опорам для шпули - и шпуля раскрывается, провод за не цепляется и рвется. Красивые картинки - вроде как просто, но на деле - это очень тяжко. Раньше хоть практически на любом заводе был парк металлорежущих станков - токарные, фрезерные, долбежные, зубообрабатывающие. Теперь же, чтобы самому сделать все детали надо либо быть начальником механического цеха на заводе, либо иметь очень много денег, чтобы заплатить за разные детали разным станочникам. Так что либо челнок в руки, либо платить за заводскую намотку, которая, кстати, редко идет реально виток-к-витку. Все больше внавал, но равномерно. Плюсом, как было сказано выше, на разный диаметр торов нужна своя головка со шпулей (просто шпуля не прокатит - у них в зависимости от размера наматываемого тора разный диамтр, соответственно и разные размеры по опорам самой шпули).

Оффлайн smarold

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 2964
  • Репутация: 10
  • Просто Юрий. Воронеж.
  • Поблагодарили: +883
Так что либо челнок в руки, либо платить за заводскую намотку, которая, кстати, редко идет реально виток-к-витку
Гриша, ты прав! НИ РАЗУ в жизни не видел тора (ЛАТРы не в счет) с первичкой не менее 1000 вит., намотанного виток к витку, все фабрично внавал. 2 года назад мог забрать почти кондиционный советсткий станок, но даже и мысли такой не шевельнулось. :%): Для домашних дел он нафиг не нужен!!! Челночком 2-3 дня по паре часов с перекурами - и вся работа. Причем с подогнанными под свои заморочки параметрами.

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
чертежей шпули, челнока и магазина
Увы, все радости закончились вместе с советской властью. Как и станки - не осталось даже станины, все в чермет ушло.
Вся задрыга торовой намотки - связка тор - шпуля/челнок - провод. Можно сделать станок, но гарантированно он работать будет с одним размером тора, с узким диапазоном провода, т.е. первичку накрутить 0,2 - 0, 3 проводом сможет, вторички проводом толще-тоньше - скорее всего хрн.
Внавал мотают челноки, в которых шпуля прокручивается во время намотки внутри челнока. Чтобы шпуля не вращалась свободно, она должна притормаживаться с определенным усилием. В момент, когда провод проходит через тор, свободное плечо провода короткое, при повороте челнока на 1800 длина свободного плеча растет до максимума, и при дальнейшем повороте образуется провис провода, и как он ляжет (провод) - аллах знает.
Плотную, виток к витку намотку обеспечивают челноки с компенсатором провиса провода (не помню, как оно по науке называется), сделать такой, чтобы и убирал провис, и не рвал провод - ХЗ, я ничего вразумительного не смог ни найти, ни придумать.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • Репутация: 2
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Шпуля подтормаживается  с усилием натажения укладки. Петля выбирается. При этом водило укладчика ерзает по проводу взад-вперед, трется изоляция. Все эти видеоролики показывают укладку первого слоя обмотки, на идеальных моделях тора и тонким проводом, трудности появляются на следующих слоях. Усилие натяжения провода дергает тор, и тут идут рацухи по всяким дополнительным роликам и пр. Прогрессивную укладку по внутреннему диаметру получить ну очень сложно ( меня не получалось). Если тор не 10кг, больше 0,5 мотают вручную. А виток к витку даже станки рядовой намотки без твердой межслойной изоляции не гарантируют.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
чертежей шпули, челнока и магазина
Увы, все радости закончились вместе с советской властью. Как и станки - не осталось даже станины, все в чермет ушло.

Я знаю несколько небольших фирм, которым каким-то образом достались остатки советского машиностроительного оборудования, так они теперь на экспорт в Европу работают. А так похерили все что только возможно.

Внавал мотают челноки, в которых шпуля прокручивается во время намотки внутри челнока. Чтобы шпуля не вращалась свободно, она должна притормаживаться с определенным усилием. В момент, когда провод проходит через тор, свободное плечо провода короткое, при повороте челнока на 1800 длина свободного плеча растет до максимума, и при дальнейшем повороте образуется провис провода, и как он ляжет (провод) - аллах знает.
Плотную, виток к витку намотку обеспечивают челноки с компенсатором провиса провода (не помню, как оно по науке называется), сделать такой, чтобы и убирал провис, и не рвал провод - ХЗ, я ничего вразумительного не смог ни найти, ни придумать.

Компенсатор провиса можно сделать на основе фрикционного тормоза с дросселем - это не проблема. Но вот готовые чертежы шпули, челнока и магазина от советских станков было бы неплохо достать, чтобы самому не выбросить на ветер кучу времени и денег.


и добавил...
Шпуля подтормаживается  с усилием натажения укладки. Петля выбирается. При этом водило укладчика ерзает по проводу взад-вперед, трется изоляция. Все эти видеоролики показывают укладку первого слоя обмотки, на идеальных моделях тора и тонким проводом, трудности появляются на следующих слоях. Усилие натяжения провода дергает тор, и тут идут рацухи по всяким дополнительным роликам и пр. Прогрессивную укладку по внутреннему диаметру получить ну очень сложно ( меня не получалось). Если тор не 10кг, больше 0,5 мотают вручную. А виток к витку даже станки рядовой намотки без твердой межслойной изоляции не гарантируют.

Прогрессивная укладка - Вы имеете в виду так называемая "пирамидка" - 20 витков вперед, 10 назад и т.д. для снижения собственной емкости? Такая опция к китайскому станку стоила то ли $2500 то ли $3500. Мне делали прогрессивную намотку, получалось плохо, даже у современных станков судя по всему допотопные контроллеры и корявый софт.
Я делал кое-какие торы у немцев, так они не кладут толстый провод, используют несколько параллельных обмоток тонким проводом. На заводе мне мотали 0.8 мм, вроде неплохо.
« Последнее редактирование: 17 Марта 2013, 15:08:51 от LinuxGuru »

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
водило укладчика
Что за зверь?
на основе фрикционного тормоза
Обыкновенная пружинящая пластина, закрепленная на челноке и притормаживающая шпулю.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • Репутация: 2
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Что за зверь?

там, где провод со шпули уходит.
20 вперед 10 назад - я так не пробовал, 1-2-третий сверху-4-пятый сверху и т.д. Три слоя сильно вспучивают. И с возвратом. Укладка вручную, от станка - только подача провода и вращение катушки. Но это про рядовую. На торе это я делаю только на внутреннем диаметре.
А вот это для нас  :D :
TOROIDAL WINDING MACHINE MADE SIMPLE "Final Cut! Very easy"

Что попало не намотаешь, но кое-что - достаточно быстро.
« Последнее редактирование: 17 Марта 2013, 17:24:38 от Nick »

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
Нигде не видел ничего похожего на водило укладчика. Везде провод идет со шпули к тору через ролик, расположенный на челноке
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)









Ролик, конечно, интересный, сделано хлипко, есть рациональное зерно, есть и недостатки:
-- ограничена длина провода на катушке - т.е. обмотка будут состоять из нескольких секций. В принципе, ничего страшного, но вспучивание обмотки в местах спайки/изоляции проводов гарантировано. Если обмоток много - ...
--  челнок должен быть по центру тора, иначе не пройдет челнок с катушкой, отсюда ограничение по размерам тора и катушки с запасом провода
--  толстый провод не намотаешь- катушку нужно как-то подтормаживать.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Что попало не намотаешь, но кое-что - достаточно быстро.

Идея этой устновки неплохая. Но есть две проблемы - тор должен иметь большое внутренний диаметр, и на такую шпулю помещаяется очень мало проволки.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • Репутация: 2
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Идея установки в том, что ось челнока находится на оси витка.

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
Таки да.
Надо порыться в старых бумагах - где-то у меня должен быть Радио 87/8.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Надо порыться в старых бумагах - где-то у меня должен быть Радио 87/8.

Рыться не надо, в моем первом посте эта статья прикреплена.
jank5, а что за аппарат у Вас на фото?

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
Все сканы Радио 87/8, которые болтаются в сети, низкого качества.
А фото - обрезок той самой статьи из Радио 87/8/45 "Станок для намотки тороидальных трансформаторов", третья цветная вкладка.
===
Соврал, нихрна это не из журнала, но той же конструкции
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
« Последнее редактирование: 17 Марта 2013, 23:36:48 от jank5 »

Оффлайн kotofey

  • Администрация
  • *****
  • Сообщений: 2653
  • Репутация: 20
  • Санкт-Петербург
  • Поблагодарили: +383
Ну... собственно говоря тут проблема только в кольцах... которые можно лазером нарезать  :d_know: а там шаговик+мк... и подсчет себе вполне точный. Никто же не заставляет нас питать это чудо от трехфазного двигателя в промышленных условиях?

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Ну... собственно говоря тут проблема только в кольцах... которые можно лазером нарезать  :d_know: а там шаговик+мк... и подсчет себе вполне точный. Никто же не заставляет нас питать это чудо от трехфазного двигателя в промышленных условиях?

Лазером можно вырезать только заготовки. Шпулю, на которую наматывается провод, точно лазером не сделать. Заготовку для челнока можно вырезать на лазере, но потом надо отшлифовать и нарезать зубья с внешней стороны, а затем еще очень аккуратно разрезать так, чтобы зубья остались целыми. А вот за это хотят всесьма приличную сумму.

Оффлайн kotofey

  • Администрация
  • *****
  • Сообщений: 2653
  • Репутация: 20
  • Санкт-Петербург
  • Поблагодарили: +383
LinuxGuru, на кой черт их нарезать внешним неточным инструментом, если можно раскроить тем же лахером + шлифовка?

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • Репутация: 2
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Там кольца не простые, их одним только лазером не сделать. Резать все и потом рабочую поверхность растачивать. Там в общем все просто, танцы с бубном потом, со всеми вспомогательными роликами-прижимами.
« Последнее редактирование: 18 Марта 2013, 09:06:25 от Nick »

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
при желании сделать все это не проблема. только вечный вопрос. а надо ли? если бы у меня был доступ к железу (к проводу хоть слегка, но имеется), то задумался бы. а так - пару торов проще наверно ручками...

и добавил...
лазером кстати вполне можно сделать шпулю. нарезать три слоя, борта и середину. стянуть все это в 8-12 местах винтами в потай и будет счастье. с таким "шкивом" у нас прибор в серию идет. из плюшек - надо задумать о сменной середине. где то уже, где то шире.
натяжитель тоже можно сообразить. в исходной конструкции имеется две части шпуля и челнок. между ними тормоз. а что если тормоз сделать не жестко зафиксированном на челноке, а на буферной пружине, которая дает возможность поворота градусов на 120. во время наличия натяжения (длинный участок) пружина сжимается, во время отпускания (короткий участок) пружина разжимается и выбирает провисающий провод.
« Последнее редактирование: 18 Марта 2013, 10:36:43 от xar »

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
шпуля и челнок. между ними тормоз
Притормаживать нужно только шпулю.
во время наличия натяжения (длинный участок) пружина сжимается, во время отпускания (короткий участок) пружина разжимается и выбирает провисающий провод.
Приблизительно так работает компенсатор провиса провода.

(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)

Две главные трудности:
1. нужно обеспечить подтормаживание шпули
2. нужно обеспечит компенсацию провиса провода
И не абы как , а чтобы все это работало в комплексе: тормозящее усилие должно быть достаточным, чтобы работал компенсатор провиса провода, а ход компенсатора должен быть достаточным для устранения провиса.
При избыточном тормозящем усилии провод рвется, при недостаточном - компенсатор провиса не работает.
Необходимый ход компенсатора провиса зависит от диаметра шпули/челнока и размеров тора.
Надежность работы компенсатора провиса зависит от пружины, в нем примененной, и диаметра провода.
Плюс точность изготовления - все должно быть достаточно прочным и работать без косяков.




Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: 0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
лазером кстати вполне можно сделать шпулю. нарезать три слоя, борта и середину. стянуть все это в 8-12 местах винтами в потай и будет счастье. с таким "шкивом" у нас прибор в серию идет. из плюшек - надо задумать о сменной середине

У меня была такая идея, но я ее отбросил.
1) Толщина середины нужна как минимум 6 мм (2мм М2 винт + стенки по 2 мм - это минимум).
2) Есть большая вероятность того, что сердцевина после вырезания сегмента (и особенно после высверливания большого кол-ва отверстий) начнет деформироваться (из-за остаточного напряжения металла заготовки).
3) Для винтов впотай нужны относительно толстые стенки, порядка 2 мм, иначе винты впотай теряют всякий смысл.
Плюс из-за толстых элементов теряется много полезного объема.

В общем сведущие в металлообработке люди отговорили меня от этой затеи. Сделать можно, но недешево и без гарантии требуемого результата.

Оффлайн Valery_C

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 643
  • Репутация: 5
  • Поблагодарили: +28
В данной теме это несколько оффтопик, но ссылка выше на ютуб, вывела меня на видео станка по намотке обычных трансов. В его, несколько вроде бы на первый взгляд навороченной конструкции, есть интересная реализация натяжения провода двигателем, включенным в обратном направлении и управляемым от датчика натяжения, сделанного из оптопары и ленты с микроштрихами от принтера.
How to make the audio transformer

А здесь полная подборка видео от этого автора, правда не все по станку, но большинство http://www.youtube.com/user/miyanaga0512/videos
Если баян - прошу прощенья.
« Последнее редактирование: 18 Марта 2013, 21:34:03 от Valery_C »

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • Репутация: 2
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Какой провис? Челнок и шпуля живут каждый по себе. Челнок вращается с постоянной скоростью, шпуля подторможена с усилием натяжения при укладке. Длина окружности всегда больше диаметра. Движение шпули - пульсирующее. Между точками 2 и 3 скорость шпули почти нулевая, провод уходит обратно на нее, о чем я говорил раньше. Подпружиненый ролик (водило) снижает динамические нагрузки при обходе ребер каркаса, как во всех любых намоточных станках.

Оффлайн jank5

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 761
  • Репутация: 11
  • Виталий
  • Поблагодарили: +270
провод уходит обратно на нее
Провод на шпулю не возвращается.

 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
146 Ответов
129285 Просмотров
Последний ответ 06 Июня 2014, 19:44:17
от ursus
23 Ответов
27177 Просмотров
Последний ответ 21 Июля 2010, 11:57:17
от alexanderzas
243 Ответов
146651 Просмотров
Последний ответ 24 Ноября 2014, 17:11:37
от valve
36 Ответов
14960 Просмотров
Последний ответ 05 Октября 2019, 20:08:06
от Konto
7 Ответов
4492 Просмотров
Последний ответ 07 Октября 2022, 06:46:18
от Злой