Автор Тема: О стереоэффекте на низких частотах  (Прочитано 60528 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн al Ex

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 336
  • Репутация: 4
  • Саша
  • Поблагодарили: +9
0
Кто сказал, что на НЧ стереоэффект не проявляется?
А у Вас проявляется???
Вот например, пишется фонограмма. Бас-гитара позиционируется строго по центру панорамы, иначе будет разбаланс каналов. Если взять реальную сцену, то бас играет (условно) из одного места, затем снимается микрофоном (или Ди-боксом в линию...тут большой знаток в этой сфере Рубен может лучше объяснить).  Также и бас-барабан ("бочка" по народному). Но тут возможны нюансы, исходя из задумки звукорежа, хотя по сути этот барабан является  точечным источником звука. Даже в мастер-процессорах, стоящих в блоках обработки на пульте, есть такая фишка: в кроссоверах секция низких частот имеет переключатель "моно", и зачастую он включен. Стереоэффект ослабевает на частотах ниже 300 Гц, не резко, конечно...
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2015, 14:47:28 от TANk »

Оффлайн Gamzan

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 405
  • Репутация: 3
  • Сергей, Харьков
  • Поблагодарили: +24
А у Вас проявляется???
Да, проявляется. Можете сколько угодно кидать помидоры, но он есть. Я не спец по расстановкам музыкантов на сцене и спорить на эту тему не готов, но в студиях звук микшируется так, что явно слышно "перебегание" низких звуков из одного канала в другой. Конечно, это не сплошь и рядом случается, но случается. По крайней мере, я это слышу. ;-[

Оффлайн SixtySeven

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2146
  • Репутация: 16
  • Поблагодарили: +161
но в студиях звук микшируется так, что явно слышно "перебегание" низких звуков из одного канала в другой.
Спектр барабана с основным тоном например в 100гц простирается практически на весь звуковой диапазон,и за счёт этого само собой достаточно чётко локализуется в пространстве.

Оффлайн rubenlukin

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3290
  • Репутация: 31
  • Рубен. Донецк
  • Поблагодарили: +1383
 :off:
Барабан -- шумовой инструмент.
НЧ в разных каналах -- бывает. Пример: QUEEN – Break thru (начало динамичной части)

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
НЧ стереопанараму иметь может, в наушниках это хорошо слышно. но как правило акустическая обстановка в комнате не дает это услышать в колонках.

Оффлайн rubenlukin

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3290
  • Репутация: 31
  • Рубен. Донецк
  • Поблагодарили: +1383
*break through*

Оффлайн Slava

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: 10
  • Мне пейсы строить и жить помогают
  • Поблагодарили: +183
НЧ стереопанараму иметь может
Даже удар колотушкой из войлока по барабану имеет высокачастотные составляющие. Они то и дают эффект. Простое нежелание это понять у вас.

Оффлайн hippo64

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 7135
  • Репутация: 72
  • Владимир
  • Поблагодарили: +5153
Звук бочки имеет и огибающую и заполнение, огибающая прекрасно локализуется, заполнение наш мозг сам вставляет в огибающую куда нужно в пространстве.

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
Slava, гул от летящего самолета локализуется?

Оффлайн dm34

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3264
  • Репутация: 22
  • Дмитрий
  • Поблагодарили: +3284
А разве можно самолет рассматривать как точечный источник звука?  ;-[

Оффлайн Slava

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: 10
  • Мне пейсы строить и жить помогают
  • Поблагодарили: +183
Звук бочки имеет и огибающую и заполнение, огибающая прекрасно локализуется, заполнение наш мозг сам вставляет в огибающую куда нужно в пространстве.
Вот оно. :v:

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
dm34, а чем самолет отличается от инструмента? разница только в масштабе сцены  ;D

Оффлайн dm34

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3264
  • Репутация: 22
  • Дмитрий
  • Поблагодарили: +3284
Ну знаешь, если источник ВЧ будет размером с самолет, то его локализация тоже будет затруднена. Если, конечно, самолет не пролетает хрен знает где...

Оффлайн Althair

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1766
  • Репутация: 11
  • Поблагодарили: +348
Даже удар колотушкой из войлока по барабану имеет высокачастотные составляющие. Они то и дают эффект.
Эти составляющие - это "атака", она есть везде - от барабана до баса. Если атаки нет, то ни барабан, ни бас звучать не будут. Звук-то, конечно, будет, но вряд ли он кому-то понравится. (Электронщиков в расчет не берем)
НЧ стереопанараму иметь может, в наушниках это хорошо слышно. но как правило акустическая обстановка в комнате не дает это услышать в колонках.
Как музыкант - подтверждаю. Один канал на сабвуфер - это всего лишь компромисс для качественного воспроизведения низких частот при невысокой мощности сателлитов, к тому же на частотах, длина волны которых больше расстояния между АС, будут жесткие фазовые перехлесты, и может получиться так, что один саб даст более детальный звук на низах, нежели два широкополосника, играющие от 15-20 гц.
Стереоэффект ослабевает на частотах ниже 300 Гц, не резко, конечно...
Ничего подобного. Сходите на концерт симфонического оркестра, панорама по низу оччччень хорошо ощущается :)
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2015, 13:29:47 от Althair »

Оффлайн Slava

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: 10
  • Мне пейсы строить и жить помогают
  • Поблагодарили: +183
Вы забыли о расстояние до обЬекта. По моему метров после 20 о стереоэффекте можно забыть. Особенно любителям согласующих трансов. Сдвиг по фазе может приближаться и 90 градусам на определенных частотах. Фаза не вращается она сдвигается максимум 90 градусов. Транс в режиме холостого хода --90.

и добавил...
Ничего подобного. Сходите на концерт симфонического оркестра, панорама по низу оччччень хорошо ощущается
Гармоники  Гоша. Они всегда и везде.

Оффлайн Althair

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1766
  • Репутация: 11
  • Поблагодарили: +348
Гармоники  Гоша. Они всегда и везде.
Никто и не спорит. Но локализация баса - это одна из самый страшных головных болей всех звукарей мира, именно поэтому во многих случаях кнопочка "моно" и нажата :D

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
Ну знаешь, если источник ВЧ будет размером с самолет, то его локализация тоже будет затруднена. Если, конечно, самолет не пролетает хрен знает где...
да я как раз таки о том что положение самолета вполне отчетливо слышно. пусть и с поправкой на скорость звука.
Slava, стереоэффект не только фазой определяется. диаграмма направленности ушей далека от 360 градусов.

Оффлайн Slava

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: 10
  • Мне пейсы строить и жить помогают
  • Поблагодарили: +183
С самолетом уровнем,  и фазой.

и добавил...
Природа одна и у звуковых и у радио. Так вот. Раздатчик Wi Fi. Пять антенн обыкновенных круговой направленности. По фазе определяет направление откуда сигнал и такге формируе диаграмму направленност. Что интересно. Антенны подбирались по 5кам По времени прохождения волны или фазе, что одно и то же.
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2015, 15:03:39 от Slava »

Оффлайн al Ex

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 336
  • Репутация: 4
  • Саша
  • Поблагодарили: +9
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #18 : 30 Ноября 2015, 17:38:07 »
0
Сходите на концерт симфонического оркестра, панорама по низу оччччень хорошо ощущается
Конечно ощущается. Смотря какой билет Вам достался ;D
Но в комнате, на выстраданной годами акустике, с подобранными неимоверными усилиями направлениями проводов, конденсаторов (и т.д....) мы же не хотим довольствоваться звуком как в углу балкона?

Оффлайн Шурик

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: 2
  • Миасс, Челябинская область
  • Поблагодарили: +5
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #19 : 30 Ноября 2015, 17:58:34 »
0
  Имхо бас ниже 100Гц не локализуется при бытовом прослушивании из-за того, что длинна волны больше чем помещение в котором происходит прослушивании. На концертах расстояния другие и волна "влазит" в помещение

Оффлайн hippo64

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 7135
  • Репутация: 72
  • Владимир
  • Поблагодарили: +5153
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #20 : 30 Ноября 2015, 18:04:10 »
0
В помещении 2.5*3.5м прекрасно слышу тест на 50Гц между колонками. То, что у нас в быту называют сабом - просто одна колонка с нч-сч динамиком, сч отрезали.

Оффлайн Ruslan-sbor

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 435
  • Репутация: 4
  • Руслан
  • Поблагодарили: +26
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #21 : 30 Ноября 2015, 18:06:21 »
0
А можно спросить? Что значит "локализуется"?

Оффлайн Althair

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1766
  • Репутация: 11
  • Поблагодарили: +348
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #22 : 30 Ноября 2015, 18:07:51 »
0
  Имхо бас ниже 100Гц не локализуется при бытовом прослушивании
В стандартной квартире можно смело говорить - от 150 гц. Нет, можно, конечно, проглушить помещение, поставить (не к ночи помянуты) резонаторов Гельмгольца, налепить бас-ловушек, но тогда это будет именно комната для прослушивания, жить там будет несколько проблематично  :cr:

и добавил...
А можно спросить? Что значит "локализуется"?
Локализация - четкое обозначение (на слух) места, где в стереопанораме находится источник звука.

Оффлайн Ruslan-sbor

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 435
  • Репутация: 4
  • Руслан
  • Поблагодарили: +26
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #23 : 30 Ноября 2015, 18:28:57 »
0
То есть есть мнение, что невозможно определить слева или справа исходят низкие частоты? Тогда вставлю свои 5 копеек. Конечно же НЧ вполне себе локализуются. Панорамирование бас-гитары и бочки по центру микса делается не от того, что они не локализуемы, а от того, что это основа любого микса и кача и поэтому они должны быть именно в центре, а если быть точнее - то в обоих каналах. Кнопка моно, действительно присутствующая на многих железяках для мастеринга, нужна для проверки буквально 2 вещей:
1. фазовых корреляций сигнала в области НЧ - в области ритмсекции, основы микса (иногда при включении моно режима пропадает очень много информации и возникает необходимость микшировать с меньшими уровнями реверберации и более узкой панорамой)
2. качества звучания микса даже на самой хреновенькой кухонной радиоточке. Дада, это реально так. Микс должен хорошо звучать даже в моно.
А вообще, понимая что такое регулятор панорамы, становится снова не понятно как НЧ не могут быть локализованы. Это ж просто регулятор громкости, который делая правый канал громче, убавляет при этом левый канал :)
В качестве примера могу посоветовать послушать Gordon Goodwin's Big Phat Band - Sing Sang Sung. Сразу станет все понятно :)

Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5224
  • Репутация: 16
  • Ренат
  • Поблагодарили: +271
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #24 : 30 Ноября 2015, 19:23:16 »
0
Это ж просто регулятор громкости, который делая правый канал громче, убавляет при этом левый канал 
разговор о том, слышно ли кручение этой ручки в жизни, а не о физическом ее воздействии

Оффлайн Ruslan-sbor

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 435
  • Репутация: 4
  • Руслан
  • Поблагодарили: +26
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #25 : 30 Ноября 2015, 19:30:49 »
0
А какая разница? Суть физического воздействия на ручку панорамы в нашем случае сводится к тому, что в одной АС низа, например, становится больше, а в другой меньше. Если они конечно не вплотную друг к другу стоят и не являются полным хламом, то идентифицировать откуда баса исходит больше сложным не представляется.

Оффлайн Althair

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1766
  • Репутация: 11
  • Поблагодарили: +348
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #26 : 30 Ноября 2015, 20:13:39 »
0
фазовых корреляций сигнала в области НЧ - в области ритмсекции, основы микса (
Речь не о всеобщем моно, а моно именно на бас-бочке/басу и прочим басовым.

Оффлайн AlexB

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 245
  • Репутация: 2
  • Саша
  • Поблагодарили: +181
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #27 : 30 Ноября 2015, 20:53:15 »
0
Если посадить человека с завязанными глазими (имеем ввиду обычную квартиру) и включить контробас попеременнно в правую колонку, а потом в левую, то каждый из нас поймет откуда ветер дует. Даже если между колонкоми будет 1 метр (колонки направлены на тебя) и если ты, примерно, в 3 метрах. Разговор о квартире.

Оффлайн Ruslan-sbor

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 435
  • Репутация: 4
  • Руслан
  • Поблагодарили: +26
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #28 : 30 Ноября 2015, 20:56:43 »
0
Ну вообще из первого поста мне стало понятно, что речь ведется о мастер-процессорах, а не об индивидуальных инструментах. А что касается кнопки моно на отдельных каналах консоли, ну естественно она должна быть нажата! Потому что микшируются всегда только моно треки или моно каналы. Бывают конечно исключения, типа семплов например.
Еще не стоит забывать, что нормальная консоль помимо балансных входов на XLR имеет входы и на RCA, в как раз предназначенные для стерео сигналов от семплеров например. Так что при отжатии кнопки моно включаются RCA разъемы и панорама не работает, а при нажатии моно - включаются XLR входы.

Оффлайн Slava

  • Читаю форум
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: 10
  • Мне пейсы строить и жить помогают
  • Поблагодарили: +183
Re: О стереоэффекте на низких частотах
« Ответ #29 : 30 Ноября 2015, 20:58:57 »
0
Это уже не в ту степь Саша. Саб по центру СЧ по бокам и ты также поймешь, где контробас. А можно Саб засунуть в любой угол. И не определишь в какой. Проверено.

 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
0 Ответов
3564 Просмотров
Последний ответ 30 Ноября 2015, 14:47:57
от TANk