Краткий виниловый словарь
Антискейтинг. При движении иглы звукоснимателя в результате трения о стенки канавки возникает сила, направленная к центру пластинки. Из-за нее давление иглы на внутреннюю стенку канавки увеличивается, а на внешнюю -- ослабляется. Следствием является неравномерный износ стенок, иглы и повышенные искажения в правом канале из-за плохого контакта. Для борьбы с этим явлением в тонармах применяются компенсаторы скатывающей силы или антискейтинги. Они создают обратное усилие, поворачивающее тонарм от центра пластинки. Поскольку величина скатывающего усилия зависит от давления иглы на пластинку, шкала антискейтинга тоже проградуирована в граммах. Компенсация устанавливается а соответствии с прижимным усилием головки. Конструкция компенсаторов различна. Чаще всего используются дополнительные грузы, закрепленные на нити, спиральные пружины, а в тонармах Rega - даже магниты, направленные одноименными полюсами навстречу.
Армборд. Поскольку столы могут оборудоваться разными тонармами с различными установочными размерами, под них делаются съемные площадки - армборды. Это может быть массивный Г-образный кронштейн, как, например, в проигрывателях Verdier, или алюминиевая пластина с высверленными отверстиями под определенную модель тонарма (Audio Note).
Кантеливер. Поводок, на котором установлена игла. Его резонансные характеристики имеют решающее значение. Он должен точно передавать в магнитную систему малейшие перемещения иглы. не внося при этом собственного вклада в звучание. Поэтому производители головок применяют для его изготовления самые современные материалы (титан, соединения бора и углерода, сплавы, используемые NASA) и экспериментируют с формой.
Мат. Изолирует пластинку от механической системы проигрывателя. Изготавливаются маты из чего угодно - резины с повышенным содержанием свинца, сорбогеля, синтетики и... шинельного сукна. В некоторых случаях, например, если диск проигрывателя выточен из акрила, приносят больше вреда, чем пользы. Если при воспроизведении немой канавки вы слышите работу механики, не торопитесь менять мат - вибрации могут передаваться через шпиндель.
Ревайринг. Замена внутренней проводки тонарма, один из самых распространенных видов апгрейда. Дело в том, что при малых сигналах (а у МС-головок выходное напряжение измеряется микровольтами) характеристики проводника играют очень большую роль. Смена штатной проводки на Kiotz или Литцендрат может значительно улучшить звучание. Некоторые компании (Audio Note) предлагают варианты тонармов с различной проводкой, цена при этом может колебаться в очень больших пределах.
Тонарм. Самый главный механический узел проигрывателя, главная задача которого - обеспечить движение иглы звукоснимателя по звуковым канавкам с минимальными погрешностями. Для этого он должен отвечать взаимоисключающим требованиям: не демпфировать колебания иглы, безинерционно отслеживать кривизну пластинки и быть нечувствительным к внешним воздействиям. Тонармы бывают прямые, S-образные и тангенциальные. Изогнутые тонармы требуют дополнительной горизонтальной балансировки.
Эффективная длина тонарма - расстояние от вертикальной оси поворота до иглы. Стандартные значения 9, 10 и 12 дюймов, 12-дюймовые тонармы дают меньшую угловую погрешность, но их сложнее демпфировать, поскольку длинная трубка имеет склонность к повышенным резонансам.
Шелл. Площадка для крепления головки. Бывают съемные и несъемные. Первый вариант облегчает установку головки и ее замену, но увеличивает инерционность тонарма из-за дополнительного веса разъема и накидной гайки.
и добавил... (26 Декабря 2011, 13:36:12)Словарь терминов
Автомат Проигрыватель может быть автоматизирован полностью или частично, то есть иметь только автостоп. В конструкции моделей с ручной системой автоматика вообще отсутствует.
Полный автомат подразумевает, что по нажатию кнопки тонарм сам сдвигается в сторону пластинки, опускается на нее, а по окончании воспроизведения поднимается и паркуется на специальную опору.
При наличии только функции автостопа тонарм приходится опускать на пластинку вручную, зато по окончании воспроизведения он поднимается автоматически. Это позволяет избегать лишнего износа иглы на холостом ходу.
В проигрывателях с ручной системой пользователю приходится самому опускать и поднимать тонарм.
Стоит помнить, что внесение дополнительной электроники и механизмов в конструкцию проигрывателя отрицательно сказывается на качестве звучания.
Крышка Наличие в комплекте с виниловым проигрывателем пылезащитной крышки или возможность ее опциональной установки.
Главным врагом винила является пыль. Забиваясь в дорожки на пластинке, она издает щелчки при воспроизведении записи. Помимо частой уборки, от пыли проигрыватель может спасти пылезащитная крышка, поставляющаяся в комплекте. Как правило, это прозрачный короб, надевающийся на проигрыватель и крепящийся на петлях (более удобный вариант) или просто стоящий на нем.
Некоторые проигрыватели поставляются без крышки в комплекте, но имеют специальные крепления для крышки, которую можно приобрести опционально. Если конструкция проигрывателя вообще не предусматривает крышки, то проигрыватель приходится регулярно чистить. Кроме того, сам воздух в помещении должен быть достаточно чистым, т. к. пыль садится на пластинку даже во время воспроизведения.
Вес устройства. Виниловые проигрыватели высокого класса имеют массивную конструкцию. Тяжелый корпус меньше подвержен внешним вибрациям, а массивный опорный диск вращается более плавно. В целом, можно отметить, что виниловый проигрыватель Hi-End-класса не может быть легким.
Встроенный фонокорректор Наличие в виниловом проигрывателе встроенного фонокорректора.
Фонокорректор предназначен для усиления сигнала с картриджа проигрывателя виниловых дисков. Без фонокорректора прослушивание пластинок невозможно. Фонокорректор может быть выполнен в виде отдельного устройства либо встроен в усилитель или в сам виниловый проигрыватель. Встроенный фонокорректор удобнее и дешевле, но качество звучания при этом практически всегда ниже, чем при использовании отдельных устройств.
Фонокорректоры, как и картриджи, бывают двух типов: MM и MC . В случае встроенного в проигрыватель фонокорректора можно не волноваться о совместимости этих устройств.
Соотношение сигнал/шум (от 45.0 до 95.0 дБ)
Отношение сигнал/шум для аудиовыхода проигрывателя.
Любая электронная аппаратура при обработке сигнала не только вносит искажения в звук, но и добавляет шум в сигнал на выходе. При прослушивании шум выражается в шипении, которое особенно ощущается на высокой громкости и снижает качество звучания.
Чем выше значение сигнал/шум, тем чище звук Хорошим для аналоговых источников можно считать соотношение сигнал/шум, равное 50 дБ.
Детонация (от 0.0015 до 0.25 %)
Уровень детонации для линейного выхода винилового проигрывателя.
Детонация - это нестабильность (кратковременное периодическое отклонение) скорости вращения диска. Такое отклонение вызывает модуляцию и искажения звука при воспроизведении. Чем ниже уровень детонации, тем меньше искажений присутствует в звучании проигрывателя.
Тонарм Тонармом называют рычаг на проигрывателе пластинок, на который крепится картридж. Тонарм является важной составляющей в конструкции любого проигрывателя, т. к. именно он регулирует правильное положение и ход иглы по пластинке. Тонармы бывают различных типов и форм.
Форма тонарма Тонарм, установленный на виниловый проигрыватель, может быть прямой или изогнутой формы.
Среди аудиофилов существуют различные точки зрения на то, какая форма тонарма предпочтительнее. Теоретически, изогнутый тонарм, за счет большей длины, имеет более низкую резонансную частоту, что должно хорошо сказываться на качестве звука. В то же время прямой тонарм легче. Таким образом, у каждого из вариантов есть свои достоинства. Поэтому выбор формы тонарма является, скорее, делом вкуса и индивидуальных предпочтений.
Длина тонарма (от 171.0 до 308.8 мм)
Эффективная (от оси вращения тонарма до иглы) длина тонарма.
Чем длиннее тонарм, тем меньше так называемая "угловая погрешность" (угол между продольной осью тонарма и касательной к окружности дорожки на пластинке). В идеале, этот угол должен быть равен нулю, т. е. тонарм должен быть строго параллелен касательной к звуковой дорожке (и, соответственно, перпендикулярен радиусу пластинки). Однако слишком длинный тонарм создает ряд проблем из-за своей высокой массы инертности. Поэтому длина тонарма не всегда является залогом его качества.
Масса тонарма (от 8.0 до 8600.0 г)
При выборе тонарма рекомендуется обращать внимание на модели с меньшей массой. Тонарм должен быть очень легким, чтобы не создавать излишнее давление на иглу и пластинку. В то же время слишком легкий тонарм может подскакивать на неровностях пластинки вместе с иглой, что недопустимо. Поэтому одна из главных задач при изготовлении тонарма — найти золотую середину его массы, что достигается, в том числе, благодаря применению различных материалов.
Помимо оптимального веса, материал, из которого изготавливается трубка тонарма, должен также отвечать ряду других требований. Необходимо, чтобы он гасил резонансы и вибрации, поступающие от мотора и акустики. Наиболее часто для изготовления тонарма используют алюминий и карбон.
Карбоновые тонармы обходятся дороже в производстве, но обладают лучшими антирезонансными свойствами, по сравнению с алюминиевыми. Встречаются также другие материалы, в т. ч. уникальные, разработанные специально для тонармов конкретной фирмы.
Картридж Картридж состоит из трех элементов: иглы, бороздящий канавки виниловой пластинки; консоли, на которой крепится игла; и преобразователя механических колебаний иглы в электрический сигнал.
Картриджи бывают двух типов: MM и MC.
В картриджах типа MM (от англ. Moving Magnet — "подвижный магнит") магнит соединен с иглодержателем. Электрический сигнал генерируется колебаниями иглы, приводящими магнит в движение относительно неподвижной катушки.
В картриджах MC (от англ. Moving Coil — "подвижная катушка") все наоборот: к иглодержателю присоединена катушка, движущаяся относительно неподвижных магнитов. Для картриджей разных типов требуются разные фонокорректоры (см. "Встроенный фонокорректор"), т. к. уровень выходного сигнала у них различается.
В комплекте с проигрывателем практически всегда поставляется картридж типа MM.
Навес (от 6.0 до 20.0 мм)
Расстояние от крепления картриджа на тонарме до пластинки. От навеса (высоты тонарма) зависит, какой картридж можно устанавливать на тонарм винилового проигрывателя. Дело в том, что картриджи бывают различной высоты, и для правильной установки высота тонарма должна быть соответствующей.
Противовес.
Для обеспечения оптимальной прижимной силы иглы к пластинке (1—2 грамма) на заднюю часть тонарма крепится противовес. Каждый противовес рассчитан на небольшой диапазон масс картриджей.
Прижимная сила.
Макс. прижимная сила (от 1.5 до 7.0 г)
В конструкции большинства виниловых проигрывателей предусмотрена регулировка прижимной силы иглы. Оптимальной прижимной силой считается 1—2 грамма (10—20 мН). Выставлять ее желательно в соответствии с рекомендациями производителя картриджа.
Воспроизводимая частота.
Максимальная воспроизводимая частота (от 18000 до 50000 Гц)
Максимальная частота сигнала, которую способен воспроизводить проигрыватель виниловых пластинок.
Принято считать, что человеческое ухо способно улавливать звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20000 Гц. При качественной записи виниловая пластинка способна обеспечить такой диапазон. Поэтому, чем шире диапазон рабочих частот проигрывателя, тем выше его способность создавать качественный звук.
Диск.
Масса диска (от 0.4 до 22.0 кг)
Масса опорного диска винилового проигрывателя.
Чем тяжелее опорный диск, тем более плавный ход он способен обеспечивать. Однако масса не должна быть слишком большой, иначе подшипник быстро приходит в негодность или мотору может просто не хватить мощности, чтобы раскрутить диск. В проигрывателях высокого уровня диск нередко имеет массу 2 кг и более.
Диаметр диска (от 185.0 до 350.0 мм)
Диаметр опорного диска винилового проигрывателя.
Диаметр стандартной пластинки на 33 оборота равен 300 мм. Опорные диски диаметром более 300 мм используются для удобства ди-джеев или просто для увеличения массы диска.
Материал диска Материал опорного диска винилового проигрывателя.
Опорным диском называют вращающуюся часть винилового проигрывателя, на которую кладется пластинка (как правило, между ними прокладывается специальный мат). Помимо вибропоглощающих свойств, диск должен обладать достаточно большой массой, чтобы за счет собственной инертности сохранять ровную скорость даже при неравномерном движении мотора. Однако масса не должна быть слишком большой, иначе подшипник быстро приходит в негодность или мотору может просто не хватить мощности, чтобы раскрутить диск.
При изготовлении опорных дисков в основном используются те же материалы, что и при производстве стола: пластик, МДФ, акрил, а также алюминий и сталь. Нередко применяется и "слоистая" конструкция, в которой чередуются различные материалы.
Plinth (плинт).
Плинтом называют основу корпуса проигрывателя, к которой крепятся тонарм, мотор и основа опорного диска.
Plinth (плинт) - это действительно корпус (переводится как "цоколь", "постамент").
Плинт должен быть достаточно массивным, при этом не передавать на механизмы проигрывателя внешние вибрации и не иметь собственных резонансов. При производстве столов используются пластмасса, МДФ, акрил.
В самых недорогих проигрывателях используется пластмасса. Как правило, производители в этом случае не указывают, из чего изготовлен стол.
В проигрывателях более высокого класса применяется МДФ. Это достаточно плотный и "глухой" материал, поэтому из него нередко изготавливается основа довольно дорогих проигрывателей.
В проигрывателях наиболее высокого класса используются дорогие материалы, например акрил, а также новые материалы, специально разработанные производителями, и комбинации материалов.
Стол.
А слово "стол" в русскоязычном околовиниловом жаргоне закрепилось за плинтом в совокупности с диском от прямого бесхитростного перевода слова turntable - "вращающийся стол". Причем тонарм в понятие "стол" не входит, ну опять же в русскоязычном жаргоне. То есть часто говорят: "У меня стол Thorens с тонармом SME3009".
Отклонение скорости (от 0.0020 до 1.5 %)
Уровень отклонения скорости мотора винилового проигрывателя.
Для качественного звучания винилового проигрывателя очень важна стабильная скорость его мотора. Нормой считаются отклонения скорости до 1 %, и чем они меньше, тем лучше.
Переключение скоростей На виниловых проигрывателях встречается как ручное, так и электронное переключение скоростей.
Под ручным переключением чаще всего понимается перекидывание пассика (см. "Тип привода") с одного ролика на другой. Это может потребовать даже снятия опорного диска. Поэтому ручное переключение скоростей может оказаться хлопотным и небыстрым.
Электронное переключение скоростей подразумевает изменение скорости вращения по нажатию одной кнопки. Такой способ значительно удобнее ручного. С другой стороны, внесение дополнительной электроники и механизмов в конструкцию проигрывателя заметно повышает его стоимость и отрицательно сказывается на качестве звучания. К тому же пластинки со скоростью вращения 45 оборотов встречаются достаточно редко.
Источники:Первая часть в пост 1 взята отсюда:
http://www.intonation.by/articles/author/pro-vin-disk/10-04-2009Вторая часть отсюда:
http://market.yandex.ru/faq.xml?CAT_ID=7151876&hid=90561