Полгода слушаю макет однотакта на 6С4С. Усилитель строю исключительно под себя, по этому никуда не тороплюсь. Решил рассказать о текущем состоянии дел. Что бы была понятна суть моих дальнейших рассуждений, процитирую своё же сообщение с "бороды".
"Только сначала придётся расписать что такое мой хай енд, поскольку у каждого он свой. Буду использовать аббревиатуры КИЗ-кажущийся источник звука и ИЗ-реальный источник звука.
Долгое время основное в звуке для меня были обычные параметры. Ну там тональный баланс, басы, детальность, послезвучия и т.п. В какой-то момент я понял, что должно быть что-то большее. Начал с того, что просто закрыл глаза и начал слушать мир. Обнаружил следующие простые вещи. Мозг воспринимает примерное направление (отнюдь не точный вектор) на ИЗ, примерное расстояние до него, примерные габариты ИЗ. Сам ИЗ воспринимается как звучащая объёмная область пространства. Тот же самый опыт повторил на "живом" концерте в зале. Убедился, что когда ИЗ не "подтверждены" визуально, сцена воспринимается совсем иначе. Т.е. привычная стерео-сцена с довольно чётко очерченными КИЗ не приближает, а удаляет меня от желаемой аутентичности КИЗ и ИЗ.
Подбором драйверной лампы я добился, что бы КИЗ воспринимались как ИЗ. Т.е. мозг воспринимает звучащую объёмную область со всей вышеописанной "геометрией". И верит в эту подмену. Накал тогда ещё питался 50Гц переменкой. Следует отметить ещё, что "виртуальная сцена" располагается по высоте на уровне динамика. Упомянул об этом, т.к. в процессе экспериментов обнаружил, что чем больше "сцена" смещена вверх, тем труднее восприятие КИЗ".
На сегодняшний день схема выглядит так.
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
Начинал с подбора драйверной лампы.Пробовал различные пентоды\тетроды в триодном включении. Начинал с 6П15П. Поскольку это была точка отсчёта, охарактеризовать звук затрудняюсь. Видимо звучало достаточно нейтрально. 6П9-звук очень мягкий. Ассоциация со старым ламповым приёмником. Не моё. 6Э6П-очень ярко. Сцена под потолком. КИЗ гипертрофированно огромны и размазаны по всей сцене. 6П14П меня очаровала. КИЗ воспринимаются вполне естественно. Сцена имеет естественные размеры и располагается на уровне динамика. А когда поставил EL84, обнаружил ещё одну приятную фишку. "Ёлка" даёт правильный баланс между "плюшевостью" и аналитичностью (сухостью) звука.
Далее меня смущал конденсатор, соединяющий вторичку МКТ с общим проводом (обычно ставиться при фиксированном смещении ВК).В принципе вторичка и так соединяется с общим через резисторы делителя напряжения в цепи смещения. Правда они достаточно высокоомны. Решил проверить как влияет высокоомный резистор, включённый последовательно с сигналом. Между вторичкой МКТ и сеткой 6С4С "врезал" 100кОм. КИЗ уплощились и оконтурились, т.е. стали похожи на обычные стерео-КИЗ. Когда вместо 100кОм поставил 10кОм, этот эффект почти исчез. Для себя решил, что резистор с номиналом менее 10кОм в цепи сигнала допустим.
Поэкспериментировал так же с выпрямителем анодного. Пробовал 1N4007. Самый плохой вариант. Звук какой-то тёмный. Сцена съёжилась. 6Ц10П гораздо лучше. Но проигрывают 6Д14П. Эдесь я обнаружил ещё один интересный момент. С десятками сцена практически такая же как и с 14-ми, но оркестр воспринимается как монолит. Т.е. инструменты поют все вместе, как единое целое. С 14-ми каждый инструмент поёт свою партию. Чувствуется, что за ними играет живой музыкант. Каждый звук рождается, живёт и умирает сам по себе. И только в мозгах из этих отдельных звуков складывается музыка.
Пробовал так же заменить LC фильтр на RC. Звук просто умер. Тупое механистичное звучание. Следует отметить, что в винилкорректорах RC фильтры "поют" гораздо гораздее, чем LC.
Я не являюсь поклонником исключительно моно звука. Но следует отметить, что при моно-прослушивании сцена очень чутко реагирует на всевозможные изменения и в усилителе и в источнике сигнала.