Клуб DiyAudio

Акустика => Акустические системы => Тема начата: Alexander от 23 Ноября 2011, 11:15:23

Название: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 23 Ноября 2011, 11:15:23
Не нашел темы с таким видом акустики,
оказалась очень любопытна (см. файл в аттаче).
Удивило:
"Диффузор должен работать не как поршень, а как
крыло, упругий веер или опахало, т.е. грести воздух."
что напомнило мне порезанный Игорем (Meshin) диффузор 5гдш4  в форме бабочки
-опахало из темы "забавы с динамиками". Похоже резанные работают правильно и по науке? [attachment=1]

и добавил...     (24 Ноября 2011, 06:17:50)
Меня тут посетила :wall:мысля.
Надо будет попробовать такой вариант
контрапертурного массива с принципом ОРТО.
Может сразу в урну? ;-[[attachment=1]
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: hippo64 от 24 Ноября 2011, 06:45:03
Саш, люди изгаляются с акустикой лет сто с гаком, пока ничего отличного от первоначального варианта особо и не придумали.

и добавил...     (24 Ноября 2011, 06:46:40)
А тривиальный барабан, разве только шкуркой изменился за сотню тысяч лет.

У меня с утра плечо стрельнуло, вот я и в скепсисе.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 24 Ноября 2011, 06:58:33
пока ничего отличного от первоначального варианта особо и не придумали.
Володя, я и не пытаюсь придумать, вот поробовать...
Может уже кто то пробовал...
У меня с утра плечо стрельнуло, вот я и в скепсисе.
Поправляйся! "С плохим аккумулятором"... вернее с больным плечом - это не жизнь.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: das от 24 Ноября 2011, 07:05:30
Александр...так ветка по "бабочке" есть...Игорь воял на 4гд53..
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 24 Ноября 2011, 07:21:11
Александр...так ветка по "бабочке" есть...Игорь воял на 4гд53..
Сергей, я и сослался на эту ветку...
что напомнило мне порезанный Игорем (Meshin) диффузор 5гдш4  в форме бабочки-опахало из темы "забавы с динамиками".
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Meshin от 24 Ноября 2011, 07:36:56
"Бабочка" - есть творчество Сергея Ефимова с Саудапа: http://forum.soundup.ru/viewtopic.php?f=2&t=122 (http://forum.soundup.ru/viewtopic.php?f=2&t=122)
Я тут вообще никаким боком. Просто подражение которое кстати стоит повторения на чём-то другом кроме 4ГД-53. Ибо звучит.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 24 Ноября 2011, 08:28:37
Саш, люди изгаляются с акустикой лет сто с гаком

"Все придумано до нас", здесь уже терли вопрос контрапертурного массива:
http://forum.show-master.ru/topic16095s20.html (http://forum.show-master.ru/topic16095s20.html)
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Игорь Гапонов от 24 Ноября 2011, 10:10:53
Цитировать (выделенное)
Динамик назову "Солнечная Майя"
(от туда, по ссылке Meshin-а )

 Типа, индейско-православный получается дин: береста+ майя :)

 Серьёзно: идея замечательная! 



Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 24 Ноября 2011, 10:31:19
Серьёзно: идея замечательная!

"Диффузор должен работать не как поршень, а каккрыло, упругий веер или опахало, т.е. грести воздух."

Так почему до сих пор отсутствуют новые технологии в ГГ? Принцип то совсем другой, оказывается грести надо а не давить.
Еще по контрапертуре, НПО "Торий" изготавливали (интересно описание работы ГГ):
http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=6&topic=1787&PHPSESSID=is313hv1u5ah353tu985jkdic3 (http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=6&topic=1787&PHPSESSID=is313hv1u5ah353tu985jkdic3)

и добавил...     (24 Ноября 2011, 11:17:59)
Полочную такую можно и попробовать...[attachment=1]
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Meshin от 24 Ноября 2011, 11:32:08
Мне мальчонка один рассказывал на каком-то форуме о своей "КА" на 10ГД-36К.
Две маяковские колонки мордахами друг к другу и с расположенными по их углам стойками. Отверстия со шкантами. Нижнюю настроил по высоте, а с настройкой второй колонки он попрыгал туда-сюда! Какую-то шарообразную форму встраивал между колонками. В отзывах были кипяток и пар! Готовилась вторая стойка. А вот где разговор был не вспомню.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: hippo64 от 24 Ноября 2011, 11:45:58
О том, чтоб грести, а не давить, не мессия сказал.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Meshin от 24 Ноября 2011, 11:54:01
Володя. Кого в данный чин записал?
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Игорь Гапонов от 24 Ноября 2011, 12:03:28

Так почему до сих пор отсутствуют новые технологии в ГГ? Принцип то совсем другой, оказывается грести надо а не давить.

 В "вёслах", как и в "руке/ноге\крыле" используется рычаг с передачей больше единицы. Т.е. всё правильно: тормозить должно об опору-средУ, а не внутри движителя. С другой стороны, в тех самых ГГ-Хейла этот рычаг-трансформатор на повышение и реализован! Про контр- и орто- апертуры я уже писал в "линейных массивах" (изменяется сопротивление нагрузки диффузора средой).  Между прочим, в "рупорах" используется предрупорная камера, которая работает тоже на повышение нагрузки на диффузор со стороны входа рупора, который, рупор, и требует больших скоростей на своём входе!

 С другой стороны, можно через чур повысить сопротивление нагрузки так, что моща (и неважно реактивная или активная, полная!) будет отбираться не эффективно из-за очень низкой колебательной скорости. Т.е. на лице наличие оптимума в золотой середине: Zген=Zнагр!
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: hippo64 от 24 Ноября 2011, 12:13:52
Володя. Кого в данный чин записал?
вряд ли кого то из живущих, т.е. слова остаются словами, пока реальности не получено.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 24 Ноября 2011, 16:16:52
т.е. слова остаются словами, пока реальности не получено.
Владимир, я понял, что болтологии много?
Терпение, это все прелюдия.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: hippo64 от 24 Ноября 2011, 16:19:04
Да нет, Сань, это про мессий, мы то нормальные и обычные.
Не прозрением, а лапками и ушками.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: das от 24 Ноября 2011, 16:25:33

 ......да не проблема....вытаскиваем из чулана все имеющиеся дины и.....

 Baffleless Fostex fullrange FF85K Grundig 7x11 Eminence Alpha Woofers Hawthorne Augie speakers (http://www.youtube.com/watch?v=7ubEqO8AKj4#)

 готово  :laugh:
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 25 Ноября 2011, 19:37:50
Продолжаю собирать информацию:
-------------
Одноканальная стереосистема

 Если две головки громкоговорителей соединить синфазно и направить их диффузорами навстречу друг другу, то при подаче электрического сигнала, частота которого равна частоте звукового сигнала с длиной волны в воздухе, равного расстоянию D по оси между излучающими поверхностями, такая система окажется в резонансном возбуждении. Изменится D - изменится частота основного резонанса системы. Воспроизведение звукового сигнала на частоте основного резонанса будет сопровождаться воспроизведением обертонов ( что и определяет одну из важнейших характеристик звука - тембр). Тут полная аналогия с колеблющимися элементами дискретных музыкальных инструментов. Однако радиотехническая система отличается от них способом возбуждения : ее можно возбудить и на частотах частных резонансов т. е. самих обертонов. Тут уже проявляется сходство со скрипкой, тромбоном и т.д. звуковая палитра которая отличается исключительным богатством.
 Отсюда ясно, что система должна состоять из некоторого набора сдвоенных электро акустических излучателей с различным расстоянием между головками, увеличивая их число мы расширяем возможности звукопередачи ( идеальный вариант использовать излучатель на каждую извлекаемую ноту). Но какие взять расстоянии D?
 Современный камертон настроен на частоту 440 Гц. Скорость звука в воздухе при норм. условиях - 343 м/с. Следовательно длина волны звукового сигнала с частотой 440 Гц
 λ = 343 : 440 = 0,76 м
 А четвертая часть этой длины волны равна 0,19 м. Это как раз среднестатитическое расстояние между ушами человека. Иными словами, база биологического звукоприемника человека - четвертьволновой вибратор по отношению к звуковому сигналу с частотой 440 Гц.
 Таким образом наш сдвоенный излучатель будет настроен на частоту основного резонанса 440 Гц, расстояние D = 0,76м. Сдвоенный излучатель может работать в режимах четвертьволнового и полуволнового излучателя. Следовательно он будет еще достаточно эффективно воспроизводить частоты до 110 Гц. Учитывая что большинство звуковых программ ограничены 2 - 3 октавами для практических целей рационально в дополнение к сдвоенному излучателю с резонансной частотой 440 Гц установить излучатели с частотами 880 Гц (D=0,38м) и 1760 Гц (D = 0,19м) (авт.свид.№ 936462). Для излучателей 0,19м и 0,38м акустический экран не обязателен, а для 0,76 м такой экран или заглушенный корпус необходим.
 Характерная особенность электрической цепи: не нужны электрические фильтры т.к. эта система сама по себе представляет систему акустических фильтров ограничивающих полосу пропускания со стороны нижних частот.
 Данная система в принципе одноканальная. Но проверки ее работы показали, что она обеспечивает исключительно устойчивую объемную картину звукопередачи с выделением тончайших тембральных оттенков.

 «Изобретатель и рационализатор» №6 .1985
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: L0ki от 25 Ноября 2011, 19:57:28
Еще варианты контрапертурных АС
http://reanimator-h.narod.ru/pyramid.htm (http://reanimator-h.narod.ru/pyramid.htm)
http://reanimator-h.narod.ru/coaxe_alt.htm (http://reanimator-h.narod.ru/coaxe_alt.htm)
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Meshin от 25 Ноября 2011, 20:20:21
«Изобретатель и рационализатор» №6 .1985
Да. Статья называлась "Почему ЛЯ?". Я даже в наглую вырвал эту пару страниц из журнала и так же в наглую сдал кастрированный журнал в заводскую библиотеку.
Тут же  начал делать систему. Две 4ГД-35, две 4ГД-8Е, два 1ГД-50. Где-то даже валяется записная книжка в которой масса чертёжиков и расчётов нужных длин. С полгода эта городушка висела над телевизором в углу, пока хранительница очага не настояла на её разрушении. Как всегда творчество страдает от стеснённых обстоятельств. Квартирный вопрос ети его мать!
И я если честно до сих пор не въезжаю в разворот динамиков от осевого направления друг на друга. Это противоречит выкладкам статьи.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 25 Ноября 2011, 20:37:20
Сейчас скачиваю этот журнал, почитаю всю статью.
Игорь, а в чем конкретно противоречие?
И как звучала "эта городушка"?
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Meshin от 25 Ноября 2011, 20:53:19
Противоречие? В статье описывалось направление динамиков друг на друга, я так делал, так делали в каком то театре, а в пирамидках их крутили как ... ну ты знаешь что. Я тоже пробовал их отклонять в свое время при установке. Не нашёл своего рационального зерна в этом. Сама суть концепции нарушена. Хотя бы наши уши. Они что? Под углом расположены?
Звук особенно не помню. 25 лет прошло. 
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 25 Ноября 2011, 21:13:13
Понятно.
Я представлял типа песочных часов - контрапертуру, а скачал журнал, там хрень конечно, но кое какие циферки для моего образования есть. Выкладываю полную статью, так, для интереса.
[attachment=1]
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Lemberger от 28 Ноября 2011, 15:56:50
В статье, кажется, Жбанова о сдвоенных громкоговорителях тоже говорилось о влиянии расстояния между динамиками. Я, когда делал саб на сдвоенных 75 ГДН-1-4, хотел сделать акустический фильтр НЧ, но из этой затеи ничего не вышло, (дело было в 1993-м вроде) размеры ящика получались ого-го, а СЧ не особо валились (частота раздела 150-200 Гц)
А вот с частотами порядка кГц думаю стоит повозиться
А еще я подумал, что в контрапертуре, когда нч-сч динамик с большим ходом подвижной системы, происходит паразитная нч модуляция высоких частот, ведь от расстояния диффузоров до рассеивающих плоскостей зависит уровень ВЧ составляющих.
Это расстояние в моем случае составило 43 мм и + - несколько мм сильно влияло на ВЧ.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 28 Ноября 2011, 16:32:08
А еще я подумал, что в контрапертуре, когда нч-сч динамик с большим ходом подвижной системы, происходит паразитная нч модуляция высоких частот, ведь от расстояния диффузоров до рассеивающих плоскостей зависит уровень ВЧ составляющих.
Рассеиватель прерогатива омниполярных систем, или вы имеете ввиду обтекатель в который встроена ВЧ головка (напротив нч-сч головки)?
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Lemberger от 28 Ноября 2011, 16:54:30
Я думаю это болезнь любой контрапертуры, но, наверное, больше болеют полуконтрапертурные системы, когда вч излучатель размещен на плоском рассеивателе, ведь площадь тоже играет большую роль.
А вот здесь http://reanimator-h.narod.ru/coaxe_alt.htm, (http://reanimator-h.narod.ru/coaxe_alt.htm,) действительно, ценная информация, спасибо автору.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 28 Ноября 2011, 17:01:49
Кстати Lemberger, вы мне слегка помогли плавно перейти от контрапертуры к омниполярам.
Имею ввиду повод. Много чего перечитал по контре и пришел к выводу что настроить такую сложную механическую колебательную систему практически невозможно (не плазму ведь модулируем). Поэтому, как бы мне не хотелось ее повторить, опыт многих совсем не глупых людей (не то что я) со счетов сбрасывать не надо.
Предпочтение надо отдать практически такой же системе но работающей не на сжатие. а на отражение и имеющих одну и ту же особенность - всенаправленность.
Настраивать систему на отражение от тела, пусть с некоторыми присущими такой системе минусами, значительно проще и предсказуемо, имхо.
Выскажите свои мысли.
---------
Сори, Lemberger ваша ссылка на несуществующую страницу.

и добавил...     (28 Ноября 2011, 17:35:59)
Запятая в конце ссылки.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Lemberger от 28 Ноября 2011, 17:49:41
http://reanimator-h.narod.ru/coaxe_alt.htm (http://reanimator-h.narod.ru/coaxe_alt.htm) из Re: Контрапертурная акустика
« Ответ #18 : 25 Ноября 2011, 21:57:28 »
Я когда настраивал, (тема TQWP на Alphard ЕTP158-Z1), ориентировался на молодые уши (сыну 16 лет), программу "Spektrum" + микрофон от гарнитуры Косоник. Уши надежней. Слушали отдачу на разных вч частотах - 12 кГц, 14 кГц, 16 кГц плохо слышно. Для разных частот расстояние разное. Я выбрал среднее, 43 мм, как я указывал выше.
Но это еще зависит от головки. У  Alphard ЕTP158-Z1 полоса до 12 кГц.
Когда пробовал Alphard ЕTP133, расстояние до рассеивателя составило 47 мм (вч излучатель размещен на рассеивающей пластине). К тому же есть расстояния (точно не помню) 35мм и 58 мм, где отдача на вч нормальная , на сч завалена.
Думаю, использование рассеивающего конуса (как прямого, так и со сложным профилем) поможет легче найти нужный вариант.
Хотя есть большое НО.
Фонограммы записываются с таким разнобоем, а мрз так сжимает, что иногда хочется плеваться. а то и за горло подержать, как звукачей, так и авторов релизов на сайтах.
С другой стороны. надо каждый день бегать в филармонию на концерты, чтобы помнить живое исполнение.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Meshin от 28 Ноября 2011, 18:36:24
То что по ссылке, только чуть в ином виде (имеется в виду пьезо) делал человек под вроде ником Scat. Он просто автомобильную пьзо ВЧ головку ставил на стоечки подобранные по высоте и направлял излучатель в донышко пивной банки, в вогнутую сторону как в концентратор, в выпуклую как рассеиватель. Для каждого типа излучателя была своя задача.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Lemberger от 28 Ноября 2011, 18:52:55
У меня когда-то проскочила в голове идея попробовать конуса в роли акустических фильтров, типа надел колпак - потушил частоту, развернул, как рассеиватель - поднял, но до реализации руки не дошли.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 02 Декабря 2011, 09:53:47
Хотя бы наши уши. Они что? Под углом расположены?

Оказывается под углом!
""   Из повседневной жизни известно, что степень слышимости звуков, особенно высокочастотных, зависит от направления, с которого они приходят. Иначе говоря, слух человека обладает определенной направленностью, особенно на высших частотах. Графически это может быть изображено в виде кругового графика, или графика диаграммы направленности (англ. Polar Pattern или Polal Plot), рис. 9.

   Тонкие концентрические линии на этом графике соответствуют постоянным уровням чувствительности, а жирными линиями изображается зависимость чувствительности от угла прихода звука. Хорошо видно, что наибольшая чувствительность человеческого слуха к звукам с частотами около 4 кГц соответствует приходу звука не прямо спереди, а примерно на 50 градусов в сторону соответствующего уха. Это и объясняет тот факт, что шумы при стереовоспроизведении обычно заметнее, чем при монозвучании - шипение из расставленных колонок попросту лучше слышно!""
http://www.reelbigfish.narod.ru/folder/20_13.html (http://www.reelbigfish.narod.ru/folder/20_13.html)
[attachment=1]
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Lemberger от 03 Декабря 2011, 19:31:18
Здесь кое-что о влияниий рассеивающих предметов:
audioprogress.free.fr
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 06 Декабря 2011, 05:15:32
5гдш4 должны быть на подходе. Готовлюсь, рисую. Все же хочется попробовать "контру" и если не прокатит то установить между динами рассеиватель-отражатель.
Собственно вопрос по выбору расстояния между динами в "контре". Все перерыл, ничего не нашел, только на сайте Иголкина проскочило типа динамики подключить к генератору, направить навстречу друг другу так что бы центр диффузора одного смотрел на край диффузора другого и подбирать расстояние на слух.
Подскажите что я должен услышать? "Биение" частоты? Есть ли еще варианты выбора расстояния?
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: das от 06 Декабря 2011, 06:01:15
[attachment=1]

[attachment=2]

[attachment=3]

http://alphard.flybb.ru/topic1084.html (http://alphard.flybb.ru/topic1084.html)
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 06 Декабря 2011, 07:13:58
Да картинок то я насмотрелся до.... Сергей, это не контра. Т.е принцип не контры - ВЧ на против НЧ больше похожа на омниполярный принцип с отражением ВЧ от НЧ головки. Здесь модуляция ВЧ наверное очень страшная, о чем писАл Lemberger: "А еще я подумал, что в контрапертуре, когда нч-сч динамик с большим ходом подвижной системы, происходит паразитная нч модуляция высоких частот, ведь от расстояния диффузоров до рассеивающих плоскостей зависит уровень ВЧ составляющих."
Контрапертурная АС - два одинаковых дина напротив друг друга создающих давление.
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: das от 06 Декабря 2011, 08:01:25
[attachment=1]

Саш....а это контра?
Название: Re: Контрапертурная акустика
Отправлено: Alexander от 06 Декабря 2011, 08:39:08
И это видел и читал - "столбики" тоже НЕ контра. Автор выбрал расстояние в 7см, как он писал, от "балды". Работают на отражение от конусов т.е. имхо не создается давление между диффузорами динамиков как в контре.