Господа, я так понимаю, отсутствие внятной информации по "расчёту ПАС" имеет под собой много "исторических" причин, вплоть до отсутствия чёткого понимания предмета и задачи, которую элемент ПАС выполняет. К примеру, традиционно путаются с двумя принципиально различными назначениями элемента ПАС:
1. Внесение механических потерь в работу динамика (напр. заклеивание окон корзины динамика войлоком и прочие подобные изощрения в непосредственной близости от диффузора)
2. Демпфирование основного резонанса (Fc) у оформления "Закрытый ящик"
Естественно, в некоторых конструкциях одновременно задействованы оба эти свойства, что лишь сбивает с столку и "творцов" и некоторых "писателей". А нужно, как раз, отдавать себе отчёт, какая цель в данной конструкции преследуется: создать некий дополнительный "тормоз" для динамика (1), либо придушить резонанс возникающий в оформлении "закрытый ящик" (2)
3. Ну и третий уже, скорее, "побочный эффект" применения ПАС - это формирование особой направленности у АС, что тоже приходится учитывать.
Первый вариант особого интереса не представляет, поскольку рациональным решением является применение динамика, который тупо не нуждается в подобном "лечении".
Ну а по второму варианту, нет особого смысла лезть в дебри - достаточно рассчитывать оформление как "закрытый ящик" под оптимальную добротность, а далее, варьируя параметрами ПАС, добиться наилучшего демпфирования резонанса Fc следя за поведением кривой импеданса. Опять же, дабы не лезть в дебри, можно просто сделать две идентичных решётки с отверстиями (должны совпадать при накладывании) и зажимая между этими решётками различное количество синтепона добиваться желаемого результата. Суммарную площадь отверстий для первого раза можно взять примерно равной площади диффузора, а диаметр отверстий я сделал 8 мм и пробовать другой не понадобилось.
Методика изготовления панелей мне попалась давно и источник не помню, а сам подход к реализации нашёл в книге Дикасона "Loudspeaker Design Cookbook": там также отсутствуют методики расчёта, зато в начале соответствующего раздела, предельно чётко изложено, что АС с ПАС является ничем иным, как разновидностью акустического оформления "Закрытый ящик", только с более изощрёнными мерами по демпфированию основного резонанса при помощи ПАС (ака VARIOVENT)
Всех с наступающим Старым Новым Годом!