Транзисторы... Лампы... Крылья... Хвосты...
Всё немного проще. И сложнее.
В природе всё изменяет звук: и излучающие поверхности, и передающие, включая воздух, и отражающие, и поглощающие. Все эти среды - нелинейные, и все они, строго говоря, искажают. Но эти изменения не воспринимаются на слух, как искажения. Разницы нет: Бог нас такими сотворил, или по теории Дарвина мы эволюционировали, но если передаточная фкнкция плавная, назкого порядка, то наше восприяние такие изменения отфильтровывает, как искажения не воспринимает.
Когда в погоне за линейностью мы ухудшаем плавность передаточной функции, делаем её резче, более высокого порядка, то создаём изменения, не привычные нам, и они уже воспринимаются, как искажения. На них обращается внимание, и звук уже не кажется реальным. Например, добавляем немного обратной связи. Децибелла 3. Суммарный коэффициент гармоник таким образом слегка уменьшается, измерения показывают на 3 децибелла более линейную характеристику, но звук становится хуже. Почему? Да потому, что в погоне за линейностью мы пожертвовали плавностью. Говоря математическим языком преобразований Фурье, добавили в звук продукты нелинейности более высокого порядка.
Получается -- как с оружием: выхватил - стреляй. Так и с обратной связью: взялся использовать - используй до предела, чтобы не только создать продукты более высокого порядка, но и максимально их-же задавить.
Но тут нас поджидают подводные грабли, которыми мы убирали подводные камни... Линейность усилителя улучшили, а фазовые сдвиги, которые до улучшения были линейными, стали нелинейными... Получаются в результате фазовые интермодуляционные искажения: сдвиг по фазе сигнала модулирован самим сигналом. К чему это приводит? К тому, что мелкие шорохи, как стук ногтей по клавишам, шелест одежды, шорох пальцев на струнах контрабаса, вызывавшие мурашки по телу из-за ощущения реальности, присутствия исполнителей здесь и сейчас, превратились в то, что на слух воспринимается, как мешающая "каша". И уже сложно отличить шум прибоя от треска огня, от шороха саванны... А почему? А потому, что уже 10 микросекунд задержки воспринимается нами, как смещение направления на источник звука. Не смотря на то, что звук длинной волны в 10 микросекунд соответствует частоте в 100 килогерц, которую мы на слух не воспринимаем.
То есть, если оставить плавную нелинейность лампового однотактника, как есть, то искажений звука будет слышно меньше, чем если пытаться сделать усилитель более линейным в ущерб этой плавности. Искажения сигнала и искажения звука - вещи совершенно разные. И они не всегда кореллируют.