Автор Тема: FAQ по конструированию Акустических Систем  (Прочитано 145266 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн DiyAudio

  • Администрация
  • *****
  • Сообщений: 47
  • Репутация: 1
  • Поблагодарили: +4
Интерактивный FAQ по конструированию АС. Тут собираются ответы на самые важные и частые вопросы по теме. Если ответа на Ваш вопрос еще нет, можно задать вопрос прямо в этой теме, компетентные люди постараются ответить в короткие сроки. Если ответ на вопрос неоднозначный, либо дискуссия затягивается, то создается новая тема на форуме касаемо этого вопроса для продолжения развернутого обсуждения.


Какая минимальная толщина стенок необходима для полочных АС?

Зависит от мощности динамиков, размеров и конструкции корпуса, жесткости самого материала и требований к качеству.
Компьютерные Гениусы, ограничились пластиком в 1мм толщиной. Студийные мониторы Tannoy System-600 имеют передние и задние стенки по 36мм и боковины 18мм из МДФ высокой плотности. Полочники от музыкального центра Panasonic SA-PM22 (кстати очень неплохо звучащие) имеют 16мм ДСП стенки при размерах колонок 28х25х18см.
У меня, стоящие на работе, 20л колонки из 16мм ДСП при мощности на динамике 2-3Вт начинают уже ощутимо вибрировать стенками и подыгрывать динамикам. Так что тут однозначного ответа на вопрос наверное нет.

В любом случае, стенки толщиной меньше 16мм делать не рекомендуется. Наилучшим образом (по отношению толщина/качество) проявляют себя конструкции типа "сэндвич" или же с дополнительной виброизоляцией специализированными материалами (например "битомаст").

Эта статья: Материалы для корпусов АС поможет определится с выбором материала и толщины стенок АС.




Обзор полезных тем по способам наполнения АС:

Чем и как наполнять корпуса АС?
Материалы для виброизоляции корпусов АС
Материалы для вибро и шумоизоляции корпусов АС
« Последнее редактирование: 22 Июня 2015, 16:28:07 от Саня (orial) »

Оффлайн puntus

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: 3
  • Иван
  • Поблагодарили: +212
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #1 : 30 Августа 2010, 10:34:05 »
0
День добрый. Надеюсь мой вопрос в эту тему. При создании АС мы немало времени уделяем фильтрам (имею ввиду пассивные). Вопрос собственно в использовании конденсаторов в фильтре - какие выбрать, что использовать? Допустим конденсатор нужен большой емкости (больше 4.7мкф). Можно ли испльзовать пусковые пленосные конденсаторы серии к78-17 или импортные cbb? Действительно ли не стоит использовать неполярные электролиты (кроме моменты высыхания со временем) и.т.д.

Оффлайн MetalHeart

  • Администрация
  • *****
  • Сообщений: 3932
  • Репутация: 18
  • Денис
  • Поблагодарили: +1155
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #2 : 25 Сентября 2010, 14:54:25 »
0
Все не пугайтесь :) FAQ почистил, все посты сохранены в других темах. Потом лучшие ответы перенесу в эту тему. Продолжаем в том же духе ;)

Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #3 : 26 Сентября 2010, 10:38:29 »
0
При создании АС мы немало времени уделяем фильтрам (имею ввиду пассивные). Вопрос собственно в использовании конденсаторов в фильтре - какие выбрать, что использовать?

"Официальная" версия:
http://www.electroclub.info/article/capacitors1.htm
"Неофициальная" версия с моими личными мыслями:
http://www.electroclub.info/other/conders0.htm

Оффлайн das

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5883
  • Репутация: 51
  • Сергей, Москва
  • Поблагодарили: +2715
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #4 : 08 Октября 2010, 15:06:51 »
0
Дополнение, к статье Дениса

[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]

Оффлайн Meshin

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 4503
  • Репутация: 37
  • Игорь. Кузбасс.
  • Поблагодарили: +4918
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #5 : 08 Октября 2010, 20:27:59 »
0
На ВЧ я использую только К73-16.За отсутствием их, применяю К73-11. Без тени сомнения. К78-99 (пусковые хвалёные) пробовал недавно, чего-то как-то не так. Может потому, что сам включал. Без тестирования.

Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #6 : 15 Октября 2010, 18:23:22 »
0
Мне очень нравятся К78-19. Правда на слух я их от К73-16 абсолютно не отличаю, но красивнькие!

Оффлайн Глеб

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 150
  • Репутация: 0
  • Поблагодарили: 0
0
Подскажите, что произойдёт с полной добротнотью и частотой резонанса при параллельном соединении двух динамиков?

Оффлайн das

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5883
  • Репутация: 51
  • Сергей, Москва
  • Поблагодарили: +2715

Оффлайн dimonos

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3222
  • Репутация: 19
  • Поблагодарили: +1688
0
Добрый вечер. Мне тоже интересно, как быстро прикинуть, параметры динамиков при паралельном соединении.
Сходил по ссылке  на аудиопортал, там мнения разделились. 
Видимо нужно уточнить, в каком оформлении будут работать  динамики.
 Никогда не удавалось померять несколько динов ,соединенных последовательно. Из за того ,что резонансных горбов
становиться много. И все. Нужна видимо какая то другая методика.
При паралельном соединении все тип топ. Горб один, все меряется.
Возможно для работы в ОЯ это как то по другому работает. А в ЗЯ  по другому.
Предположим есть 2 дина: 1- Qts=0.6 Fs= 50Гц Vas=10л ; 2- Qts= 0.4 Fs=80Гц Vas=7л. Одинаковых по названию, и размерам.
Для Зя или Фи.
« Последнее редактирование: 30 Марта 2011, 21:33:46 от dimonos »

Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #10 : 01 Апреля 2011, 12:07:47 »
0
От конструкции ящика параметры динамиков не зависят.

При параллельном не меняется ничего - каждый дин работает самостоятельно и независимо (имеется ввиду питание от ИНУНа). При последовательном каждый динамик для другого создает режим работы как от усилителя с повышенным выходным сопротивлением. Поэтому электрическая добротность Qes каждого динамика повышается в N раз (N - число последовательно соединенных динамиков). Qts=(Qms*Qes)/(Qms+Qes) и тоже повышается.

При использовании N динамиков одновременно следует помнить, что они рассматриваются как один динамик с эквивалентным объемом в N раз больше и отдачей в N раз больше при параллельном соединении, и в N раз меньше при последовательном.

Оффлайн dimonos

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3222
  • Репутация: 19
  • Поблагодарили: +1688
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #11 : 01 Апреля 2011, 21:19:23 »
0
А как быть с резонансной частотой?

Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #12 : 04 Апреля 2011, 10:06:18 »
0
При параллельном соединении и питании от ИНУНа она не меняется (динамики абсолютно независимы). При последовательном - не меняется для абсолютно одинаковых динамиков. Если отличия небольшие (однотипные с малым разбросом - хороший производитель), то можно считать, что не меняется. Если различия довольно заметные, то меняется - примерно равна усредненной, но усреднение "хитрое" - зависит от добротности, чувствительности. Так что если динамики разные, то проще измерить, чем вычислить. Если динамики сильно разные (например с резонансными частотами 40 и 160 Гц), то резонанс "распадается" на два - и вообще их можно рассматривать как один динамик только на более высоких частотах.

Оффлайн fh-92-u

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 130
  • Репутация: 1
  • Владислав
  • Поблагодарили: +14
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #13 : 04 Апреля 2011, 10:22:51 »
0
А для чего в старых ламповых радиолах ставили пару динамиков, например 4ГД-28 с разными резонансными частотами 65 и 90 Гц?

Оффлайн dimonos

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3222
  • Репутация: 19
  • Поблагодарили: +1688
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #14 : 04 Апреля 2011, 22:56:55 »
0
AudioKiller, Спасибо, А не поскажете как это все можно проверить измерениями? Ведь классическая схема измерений  параметров подразумевает ИТУН.(Резистор на выходе усилителя,постоянство тока, измеряем напряжение.) А там все по другому, как я понял. Т.е . должен быть еще какой то способ. Не трудоемкий.

Оффлайн Iwan2010

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: 0
  • Iwan
  • Поблагодарили: +2
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #15 : 13 Апреля 2011, 05:55:52 »
0
Добрый день! Реставрировал старые польские Тонсилы GDN25/40. Заменил повесы, старые были уже как тряпичная черная изолента. Подвесы изготовил Петр. Снял параметры: Fs-34гц, Qt- 0.22, Vs- 125л. По паспортным: 37гц, 0.36, 110л. Может быть из-за того что им уже более 20 лет так добротность снизилась. Чего можно с ними сделать.

Оффлайн das

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5883
  • Репутация: 51
  • Сергей, Москва
  • Поблагодарили: +2715
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #16 : 13 Апреля 2011, 06:19:40 »
0
......вы хотите добиться паспортных параметров?



Оффлайн Iwan2010

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: 0
  • Iwan
  • Поблагодарили: +2
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #17 : 13 Апреля 2011, 06:57:52 »
0
Да нет, конечно. Я в раздумьях- куда его затолкать: 34/0.22= 154. Программа предлагает фазоинвертор, но от 60гц. Может быть бандпасс 4-го порядка.

Оффлайн das

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5883
  • Репутация: 51
  • Сергей, Москва
  • Поблагодарили: +2715
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #18 : 13 Апреля 2011, 07:38:23 »
0
Если у Вас нет "предвзятости" к акустике Носова  ;D, то в такой тип оформления пойдёт...

Оффлайн Meshin

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 4503
  • Репутация: 37
  • Игорь. Кузбасс.
  • Поблагодарили: +4918
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #19 : 13 Апреля 2011, 08:08:46 »
0
Да. Добротность позволяет и объём по любому меньше получится.

Оффлайн Iwan2010

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: 0
  • Iwan
  • Поблагодарили: +2
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #20 : 13 Апреля 2011, 12:12:27 »
0
Вот и я к ПАС склоняюсь. Жена просто не потерпит два носовских ящика. Сейчас они у меня изобариком в ЗЯ (цилидр диаметром 30см и высотой 40см. Тупо настраивал в гараже: вырезал круг и двигал его по цилиндру, когда пропал бубнеж и бас стал четким- успокоился. В качестве нагрузки была штатная магнитола Шеврале Авео. Ясно, что дома звук стал другим. Хочу насверлить отверстий и посмотреть. Тут полез на стремянку, так как потолки 3м и обалдел- весь бас под потолком. Спустился- есть, но не такой упругий.

Оффлайн das

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5883
  • Репутация: 51
  • Сергей, Москва
  • Поблагодарили: +2715
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #21 : 13 Апреля 2011, 13:04:51 »
0
......ну тады для кучи   http://www.sibaudio.com/?id=30&pid=33&cid=5

и добавил...
...... http://www.tornadoacoustics.ru/publ/2-1-0-9
« Последнее редактирование: 13 Апреля 2011, 13:21:06 от das »

Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #22 : 17 Апреля 2011, 17:09:45 »
0
для чего в старых ламповых радиолах ставили пару динамиков, например 4ГД-28 с разными резонансными частотами 65 и 90 Гц?
Чтобы "размазать" резонанс по частоте. Ведь на резонансе громкость повышается. А так она становится больше в широком диапазоне частот. Т.е. все басы звучат громче.

не поскажете как это все можно проверить измерениями?
Что именно проверить? Если нужен конкретный результат, то проще промоделировать, например в LSPCad'e.

Я в раздумьях- куда его затолкать: 34/0.22= 154
На самом деле параметр Fs/Qts - в большой степени надуманный. Т.е. он работает в очень узкой ситуации и при множестве "прочих равных условий". Смотрите шире: судя по резонансу, будет нормально воспроизводить НЧ (какой там диаметр и линейный ход?). А низкую добротность легко устранить повышением выходного сопротивлений усилителя.

ПАС добротность еще больше уменьшает! Она вам не подойдет.

Оффлайн dimonos

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 3222
  • Репутация: 19
  • Поблагодарили: +1688
Re: FAQ по конструированию Акустических Систем
« Ответ #23 : 22 Апреля 2011, 22:52:25 »
0
Цитировать (выделенное)
Что именно проверить? Если нужен конкретный результат, то проще промоделировать, например в LSPCad'e.
Как смоделировать  2 шт в одном ящике  если параметры у динамиков разные?
Цитировать (выделенное)
.... Если различия довольно заметные, то меняется - примерно равна усредненной, но усреднение "хитрое" - зависит от добротности, чувствительности. Так что если динамики разные, то проще измерить, чем вычислить..
Вот собственно это я хотел бы измерить.
А заодно пытаюсь выяснить как быть с одинаковыми динамиками ,у которых разные параметры.
Или это можно измерить,или высчитать. Вы пишете"...При последовательном каждый динамик для другого создает режим работы как от усилителя с повышенным выходным сопротивлением. Поэтому электрическая добротность Qes каждого динамика повышается в N раз (N - число последовательно соединенных динамиков). Qts=(Qms*Qes)/(Qms+Qes) и тоже повышается."
С Qes понятно. Где взять суммарную Qms? Которая вычисляется из Z характеристики. Которая в свою очередь измеряется по схеме
ИТУН. А работать динамики (к примеру) должны от усилителя напряжения.
Можно ,конечно, отказаться от установки 2 шт(и более) динамиков с отличающимися параметрами  в один ящик вообще. И забыть об этом.
Но может есть способ рассчета?




Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
Qms изменяется на величину гибкости воздуха в ящике (в свободном поле жесткость подвеса одна, в ящике к ней прибавляется жествость воздуха-пружины). Так что надо знать не только добротность, но и жесткость. Т.е. все параметры динамика. В принципе их можно измерить. Посчитать тоже можно, но тут вы правы - программы ориентированы на одинаковые динамики. Так что придется вручную.

А можно сильно не заморачиваться. Взять усредненные значения для обоих динамиков и загнать в программу, сказав ей, что динамики однотипные. Если не получится чего-то совсем уж плохого, то и сойдет - погрешность будет не настолько велика, особенно учитывая, "неHiFiйность" 4ГД-28.

Оффлайн mikky

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 538
  • Репутация: 1
  • Миша
  • Поблагодарили: +17
Строим, к примеру, ЗЯ и находим его эквивалентный объём для нашего дина. С целью его настройки, можно сделать объём побольше и потом уменьшить его помещая внутрь всякие ненужные в хозяйстве вещи геометрического размера. Так вот, вопрос: будет ли "уменьшителем размера " , например детский мяч или надутый шарик (презерватив), т.е какой то упругий полый объект?

Оффлайн TANk

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 8154
  • Репутация: 76
  • Александр
  • Поблагодарили: +4615
Так вот, вопрос: будет ли "уменьшителем размера " , например детский мяч или надутый шарик (презерватив), т.е какой то упругий полый объект?
Мячик или презерватив будут резонаторами. Причем довольно с высокой добротностью. На частоте своего резонанса гудеть будут дай боже.
Берем надувной шарик, надуваем,  прикладываем его к уху. Включаем музыку и слушаем.
Вот так же будет звучать и колонка с таким "уменьшителем" объема.

Детский мячик или презерватив надо заполнять песком или опилками, чтобы они стали уменьшителями.


Оффлайн mikky

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 538
  • Репутация: 1
  • Миша
  • Поблагодарили: +17
Понял, спасибо...

Оффлайн Red Gain

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: 1
  • Руслан
  • Поблагодарили: +5
Есть такой вопрос. При конструировании АС, а так же при повторении готовых конструкций в конце этого процесса возникает необходимость снять характеристики готовой конструкции. Для этих  целей используют измерительный микрофон и програмное обеспечение. Понятно что заглушеная камера нужна для всего этого, но для дома можно как то этот вопрос опустить, что бы не вдаваться в полемику.
    Я себе для балкона собрал колонки. Средние частоты уж сильно "выпирают". Понятно что динамики "не очень" поэтому сильно на них не обижаюсь. Хочу посмотреть на на частотные характеристики колонок что бы после этого чего нибудь там подрихтовать.
Нашел вот такую схему- Микрофонный усилитель.
Вопрос собственно кто чем пользуется для этих целей.

Оффлайн AudioKiller

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: 2
  • Игорь
  • Поблагодарили: +7
будет ли "уменьшителем размера " , например детский мяч или надутый шарик (презерватив), т.е какой то упругий полый объект
Представьте: взяли некоторый объем воздуха в колонке и "обвели его кружком" - заключили в шарик. Что-то изменится? На самом деле возрастет жесткость (из-за того, что давление в шарике выше), следовательно обем уменьшится, но ненамного.

для балкона собрал колонки
Круто! У меня нет! ;-) Средние выпираю на балконе, или в комнате? Может это следствие акустики самого балкона. Микрофонный усилитель излишне наворочен, но сойдет. Можно исключить DA2, увеличив R6 до 330 кОм. Возможно потребуется уменьшить R7 до 1к...640 Ом. Если делать по схеме, то:
1. R2=16...22 кОм
2. R8 и R11 абсолютно не нужны.

 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
18 Ответов
19455 Просмотров
Последний ответ 18 Декабря 2011, 17:16:37
от das
28 Ответов
34355 Просмотров
Последний ответ 28 Ноября 2018, 13:15:40
от Aleph
104 Ответов
68164 Просмотров
Последний ответ 16 Ноября 2016, 16:32:57
от 323f
70 Ответов
48116 Просмотров
Последний ответ 09 Августа 2018, 16:15:11
от Саня (orial)
2 Ответов
6252 Просмотров
Последний ответ 22 Декабря 2019, 23:00:15
от MetalHeart