Когда в первом посту этой темы я говорил, что хай-энд и гитарные усилители это две большие разницы, то это было не зря.
Вот нашел методику расчета гитарного оконечного каскада из которой видно почему гитарные усилители получаются мощнее чем обычные.
Перевод делал машинный, поэтому не все до конца понятно, а хотелось бы разобраться досконально.
Анатолий, если не лень и есть время, то помоги п-жста не только с переводом но и разобраться с заложенными в статью идеями.
http://www.freewebs.com/valvewizard1/pp.htmlДаю половину текста, для ознакомления. (Полный текст цитировать как-то неудобно перед автором).
Push-Pull мощность выходного каскада
При больших объемах выходной мощности (более чем 15W) двухтактный выходной каскад становится актуальным в повестке дня. Эта компоновка позволяет лампам работать в классе AB, который является значительно более эффективным, чем класс А (до 80% по сравнению с 50% соответственно), сокращая потери энергии в виде тепла в энергетическом факторе. Но не только это.
Класс AB также позволяет нам управлять лампами при гораздо более высоких анодных напряжениях, и линии нагрузки действительно могут выйти за пределы максимальной рассеиваемой мощности кривых выходной характеристики. Таким образом, пиковый уровень мощности, может превышать общую, максимально рассеиваемую анодом мощность двух клапанов!
Конечно, нет никакой причины, почему двухтактный каскад не может работать в чистом классе А, но это бывает редко в гитарных усилителях, т.к. класс AB дает большую выходную мощность, и выходные трансформаторы, как правило, дешевле (и даже гитарные усилители Vox AC15 и АС30 не являются усилителями класса А!). Класс А будет иметь меньше запаса (т.е. перегрузка наступит раньше) и нулевое искажение кроссовера в обмен на это не даст выигрыша в качестве. Тем не менее, мы можем легко построить усилитель способный к перегрузке в классе AB, и искажения не будут заметны на слух, при условии, что мы не работаем близко к классу B.
Идеально сбалансированный двухтактный каскад будет вычитать все четные гармонические искажения, а сумма нечетных гармонических искажений будет генерироваться в силовом каскаде. Тем не менее, гитарные усилители редко используют соответствие (подбор) ламп и, как правило, меньше заботятся об идеальном фазоинверторе. (Даже если фазоинверторы отлично сбалансированы они неизбежно выходят из равновесия, когда силовой каскад перегружен.) Это желательно для сохранения порядка четных гармоник, обеспечения требуемых искажений с теплотой звука.
Любой учебник ламп описывающий, как проектировать двухтактный каскад будет объяснять, как рисовать составные характеристики. Это просто объединенные выходные характеристики анодов, как если бы две лампы в цепи были свернуты в один большой клапан (который работает, насколько позволяет выходной трансформатор, чтобы они работали). Композитные характеристики могут быть использованы для нахождения точных значений искажения для данного сопротивления нагрузки, что очень важно для Hi-Fi. Тем не менее, в гитарном усилителе нам не нужно, находить "оптимальную нагрузку для минимального искажения", и мы почти наверняка не будем использовать соответствие (подбор) между выходными лампами. Мы просто хотим, каскад, который будет работать должным образом с хорошим звуком. Чаще всего мы будем пробовать готовые пары силового трансформатора и выходного трансформатора, которые были бы подходящими, чтобы их купить. Так что это пособие как раз в общих чертах предлагает более простой метод разработки двухтактного каскада с помощью линий нагрузки без всего того вздора, как рисование сложных характеристик.
Выходной трансформатор, предназначенный для двухтактных операций, имеет центральный отвод для подачи анодного напряжения. HT(высокое напряжение) прикладывается к этому отводу, а каждый из двух концов первичной обмотки подключается к аноду мощной лампы. Таким образом, анодный ток через выходной трансформатор течет в противоположном направлении. Если эти токи равны они взаимно уничтожаются, и именно поэтому двухтактный выходной трансформатор можно сделать гораздо меньше размерами, чем несимметричный с той же номинальной мощностью. В трансформаторе (почти) нет постоянного тока подмагничивания и таким образом, никакой воздушный зазор не требуется, и меньше уходит железа.
Выходные лампы приводятся в движение одинаковым, но сдвинутым по фазе сигналом сетки. Когда на одной сетке идет положительная полуволна сигнала и все более открывает, допустим, верхнюю лампу, на другой сетке идет та же самая инверсная отрицательная полуволна и все более запирает нижнюю лампу. Когда одна лампа проводит больше тока, другая проводит меньше: одна толкает, другая тянет. Выходной сигнал, появляющийся в трансформаторе, является разницей между двумя переменными токами.
Так как форма выходных характеристик обеих ламп симметрична, мы можем пренебречь её одной стороной и сконцентрироваться на построении линии нагрузки для одной лампы, а затем просто дублировать то, что мы найдем для другой лампы.
Обычно мы имеем лишь примерное представление о напряжении HT, которое мы будем использовать, а также примерно представляем какой выходной трансформатор, мы выберем для покупки. Мы хотели бы знать, - в каком режиме он будет работать лучше, как мы должны сделать смещение ламп, и сколько мощности мы можем ожидать? Конечно, можно пойти и обратным путем, чтобы сначала рассчитать HT высокое напряжение для получения необходимой мощности и затем подобрать подходящий выходной и силовой трансформатор.
В следующем примере мы рассчитаем режимы для пары EL84 с анодным напряжением 300V и сопротивлением первичной обмотки выходного трансформатора от анода к аноду 8K. Взглянув на некоторые параметры значений в техническом паспорте лампы, мы убедимся, что именно это напряжение и это полное сопротивление являются более или менее пригодными для использования с EL84.
Часто задают вопрос, "что нагрузка ламп" видит в режиме класса АВ?». Ответ лежит в названии 'Класса AB' - сочетание класса А и B.
В то время как обе лампы проводят усилитель работает в классе А, и обе лампы "видят" нагрузку Ѕ = 8 кОм между анодом одной и анодом другой лампы. Импеданс трансформатора к источнику питания 4 к (1/2 Za-а). Тем не менее, как только один клапан отсекается, это значит, что половина первичной обмотки трансформатора больше не является частью схемы. Поскольку полное сопротивление трансформатора это отношение площади к коэффициенту трансформации, то остальная нагрузка представленная "на" лампу должна быть только ј Za-. Так сумма выходных характеристик лампы работает в классе B на более высоких уровнях сигнала. На нагрузочной линии показать это просто:
и добавил...Анатолий, (или, кто хорошо знает английский)
помоги разобраться с двумя вопросами.
1. В статье говорится, что, до тех пор пока входной сигнал не перешел границу между классом А и классом В, выходной трансформатор распределяет К трансформации своего импеданса на всю первичную обмотку. Т.е. это происходит до тех пор пока его первичная обмотка "видна" обоим выходным лампам. Получается 4 кОм на каждую лампу (8 кОм между анодами). Как только эта сквозная связь между анодами прекращается К трансформации трансформатора распределяет свой импеданс только на активную половину обмотки, через которую в данный момент течет ток. Получается 4 кОм между анодами и 2 кОм на каждую лампу. Причем автор говорит, что этот переход происходит достаточно плавно.
Если это так, то я делаю вывод, что любой выходной трансформатор мог бы позволить получить большую мощность с лампами EL84 на выходе если бы он был рассчитан на 8 кОм импеданса, но при этом иметь первичную обмотку не на 35 мА как течет при начальном смещении, а на ток 150 мА (в 4 раза больше).
2. Еще непонятно про просадку напряжения на второй сетке пентода. Правда там говорится, что достаточно поставить резистор 470 Ом и все будет в порядке.
Но понять этот процесс до конца все таки хочется.