Хочу вкратце описать и пообсуждать вариант корректировки звука эквалайзером при прослушивании музыки с компьютера (в общем на андроиде думаю тоже можно применить). По-сути имеем заметное улучшение звука на проблемных "горбах" и "провалах" в АЧХ фактически за бесплатно. Таким способом прежде всего можно бороться с модами комнаты.
Итак, нам нужны бесплатные программы (
Room Eq Wizard - REW и Equalizer APO) и измерительный микрофон (и желательно внешний аудиоинтерфейс)
https://www.roomeqwizard.comhttps://sourceforge.net/projects/equalizerapo/Собственно чтобы сильно много не описывать вот два видео где объяснен принцип. Второе на английском (но по видео все понятно) и почти то же самое, но в некоторых моментах мне подход понравился больше.
REW + Equalizer APOИзвините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Важные моменты измерений и подборов фильтров в REW:1. Лучше сделать как во втором видео и после подбора фильтров в REW их можно сохранить в текстовый файл, затем его загрузить в Equalizer APO. Т.е. ручками ничего вводить не надо!
2. Фильтрами лучше всегда работать в сторону уменьшения, а не увеличения (т.е. убирать горбы, а не поднимать провалы). Иначе придется снижать общий уровень воспроизведения, что потребует большего усиления, внесет больше искажений и шумов. Лучше ограничить уровень ослабления фильтров примерно 6 дБ. Т.е. в настройках REW: Individual Max Boost - 6dB, Overal Max Boost - 0dB
3. Чем меньше применено фильтров и чем меньше вносимая коррекция каждого из них, тем лучше.
В общем - надо экспериментировать с фильтрами и выбором базового уровня (Target Level).
4. Бесполезно пытаться сглаживать пик или провал на частоте раздала полос.
5. Не стоит пытаться исправить весь диапазон, достаточно убрать грубые горбы и провалы обусловленные прежде всего комнатой где-то 30... 3000 Гц (диапазон работы так же в настройках задается)
6. Измерения делать естественно на обычном уровне громкости и точке прослушивания.
Если хочется более точной эквализации можно сделать отдельные измерения и набор фильтров коррекции для каждого канала.
Во втором видео затронута интересная тема собственно целевой АЧХ -
кривая АЧХ "Хармана". Первый раз про такую услышал. Но вроде как она должна быть более естественна и натуральна по звучанию, чем просто линейная АЧХ. В REW по умолчанию установлен некоторый спад на для ВЧ, для себя приблизил целевую линию максимально к звучанию моих АС - главная цель убрать горбы/провалы.
Про кривую Хармана пока изучаю, начал тут:
https://www.innerfidelity.com/content/acoustic-basis-harman-listener-target-curveТеперь про эквалайзер:Как уже выше сказал: можно загрузить файл фильтров коррекции из REW в Equalizer APO.
Прога кстати очень мощная (и при этом "легкая") - содержит кучу видов эквализации и кастомизации. Все интуитивно понятно.
При загрузке фильтров коррекции из REW Главное следить, чтобы в итоговой АЧХ в Eq APO не было красных "горбов". Это значит что была излишняя коррекция в "+" и будет клиппинг (он правда автоматически "софтится", но это не очень приятно). Красные пики убираем либо понижением общего уровня в эквалайзере, либо коррекцией фильтров в REW (в идеале - последнее).
Eq APO работает на уровне системы, т.е. все звуки (ютуб, программы муз. стримеров, проигрыватели) - все будет эквализироваться. НЕ будет эквализироваться вывод по ASIO или WASAPI, если они например выбраны в Foobar. Если есть необходимость и желание слушать именно через ASIO/WASAPI то тоже есть вариант - модули эквалайзеров для фубара:
foo headphone eq https://www.foobar2000.org/components/view/foo_headphone_eqили
foo room eqhttps://www.foobar2000.org/components/view/foo_room_eqВторой, по-сути, представляет собой целый мини-пакет с возможностью измерения прямо из него (правда калибровочный файл микрофона туда не загрузить вроде
) и автоматического подбора фильтров. Но в нем нельзя вручную задать фильтры, например из результатов того же REW.
Поэтому второй мне показался более интересным (конечно, не смотря на название его можно использовать и для АС) - там можно задать фильтры вручную (частота, ослабление, добротность).
Единственное неудобство всего этого: если прослушивание идет с АС или с наушников. Система конечно же не знает через что идет прослушивание. И надо самому не забывать отключать эквалайзер когда он не нужен.
Бонусом можно настроить тонокомпенсацию для учета кривых равной громкости, если например часто слушается тихо. При подборе фильтров в REW достаточно для этого подкрутить целевую кривую.
P.S. Главное достижение у себя с помощью этих методов - убрал резонанс на 130Гц (почти +20дБ) от гипсокартонной стены ну и комнатные моды до 500 Гц.