ООС это просто один из инструментов разработчика.Он ни плох и не хорош. Все зависит от радиуса кривизны извилин и рук.
Ну да! Совершенно согласен.
Она ведь бывает не только общая, но и местная. Положительную ОС также можно вводить для пользы дела и качества звука. Всё в руках разработчика.
А в чём эта проблема? И в чем преимущество усилителя 1Вт, но с мягким клиппингом?
Преимущество в том, что можно его слушать и на 0,5 Вт в пике, не бегая скручивать ручку громкости.
Не открою Америку: усилитель с цепями общей обратной связи, притом любой ОООС, комбинации с ПОС, или электромеханической обратной связью, или с прямой компенсацией искажений корректно работает только на своём линейном участке. Где усиление большое, где оно вообще есть, это усиление, и где активные элементы участвующие в усилении, управляемы.
При ограничении вся эта "кухня", естественно, отключается. Иногда и при переходе через "0", если недостаточен ток покоя. Это и побуждает иметь многократный запас по мощности. С бОльшим напряжением питания, естественно. Чтобы не перегреть выходные транзисторы, приходится снижать ток покоя, хотя при его увеличении искажения бы уменьшились. Выход? Параллелим выходные каскады, увеличиваем глубину ОООС, увеличиваются ёмкости, усиливаем драйверные каскады, чтобы их прокачать, удлиняем усилительный тракт, в общем, городится дальнейший огород.
При мягком клипиинге всё наоборот. Можно обойтись меньшим питанием, меньшей мощностью, но применить бОльшие токи покоя на одиночных выходных приборах и получить бОльшую исходную линейность с более коротким трактом. Применив местные ОС и такой простой вид компенсации искажений, как подбор деталей.
Тем более что "всесильная" ОООС даже по теории не все искажения компенсирует в достаточной степени. Зато на вид синусоида "чистенькая", хотя ниже 5% бяки на ней и не увидим.
ИНУНы с ОООС обычное дело. Стандартное. У них выходное напряжение полностью прогнозируемо!
Но они не способны уменьшить искажения самой АС, особенно интермодуляцию, которая может быть 20% и более. Мы её и имеем, при клирфакторе усилителя хоть 0,0001%. Также дело известное.
Итог в звуке: Гармоники АС к примеру 1%, Кг усилителя гораздо ниже, тонет в этом проценте, интермодуляция АС 20%
С "чистыми" ИТУНами совсем другое дело.
Возьмём ИТУН с общими обратными связями.
Если пара разных АС. Первая на 1 кГц имеет сопротивление 5 Ом, при выходном 5 В и питании +-25 всё будет ОК. На этой частоте. На 10 кГц (или на основных резонансах на НЧ, например на Fs) она имеет уже Z=20 Ом. На выходе должно быть 20 В, (амплитудное 28 В). Есть ограничение! "Штатные" обратные связи, выключаются, звук гадкий.
Гармоники 40%, итермодуляция в АС меньше, чем в ИНУНЕ, но такой кошмарный клирфактор её "забивает".
Вторая имеет на 10 кГц Z=7,5 Ом (и примерно такой же уровень Z на основных НЧ резонансах). На выходе также 7,5 В, амплитудное 10,5 В. Всё работает корректно,клиппинга нет, общие обратные связи, контролирующие выход, не выключаются.
Звук с этим же усилителем суперовый!
При общих гармониках, к примеру 2% и интермодуляции 3%.
Эти цифры искажений получаются только на участках Z=7,5 Ом!
Берём ИНУН без общих обратных связей, с мягким ограничением.
АС №2. Кг усилителя 0,92%, Кг АС 1%, интермодуляция усилителя 0,94%, интермодуляция АС 0,05%.
Итог: Кг=1,4%, интермодуляция 0,95%.
Загоняем его на порог клиппинга.
На выходе Кг=3%, интермодуляция 3,4%.
Примерно такой общий итог имеем и при работе с АС, так как её искажения ниже. Все искажения со спадающим спектром. На слух практически незаметны.
Подключаем его к первой АС, не меняя уровень ВХОДНОГО напряжения.
Имеем 5% Кг и 6% интермодуляции. За счёт большего Z этой конкретной АС на отдельных участках диапазона. На слух малозаметно.
Вывод 1: такой усилитель может хорошо работать практически на любую АС с ровной АЧХ, к тому же на разных выходных мощностях.
Вывод 2: "комфортная" мощность такого усилителя может быть гораздо бОльшей, без опасности утомить ушки,
при меньшей его исходной мощности.
Вывод 3: для "чистых" ИНУНов (с выходным током пропорциональным входному напряжению) "мягкий" клиппинг просто необходим!