Клуб DiyAudio
Источники аудиосигнала => Аналоговые => Тема начата: SergeL от 01 Июня 2014, 13:52:50
-
Входе некоторых экспериментов с гитарными датчиками (электромагнитными), я утвердился в мысли, что чем выше индуктивность датчика, тем хуже звук. Решил применить этот же подход к фонодатчикам. Идея состоит в том, чтобы резко уменьшить число витков в датчике, а упавшую чувствительность компенсировать повышающим трансформатором.
Сказано-сделано. Под нож пошла ГЗМ-005. Родную обмотку срезал. На 4 катушки намотал по 280 витков (7 слоёв по 40 витков) провода 0,13 (по изоляции). Мотал так же, как родная намотка - по две катушки без разрыва провода. Страхующую нить между парами катушек удалил. Между ортогональными полюсами магнитопровода вставил медную трубку для демпфирования собственного резонанса кантилевера.Трубку согнул и пропаял на тонком сверле подходящего диаметра из медной фольги. Избыток припоя сточил надфилем. Перемещением кантилевера вдоль его продольной оси выровнял частотку "наверху".Там закономерность такая. Чем глубже вдвигаем кантилевер в головку, тем выше чувствительность на средних, но тем ниже по частоте и больше по амплитуде резонансный горб. Нужно найти компромисс.
Результаты прослушивания приятно удивили. Внизу ссылка на два файла. Это рипы одной и той же композиции выполненные ГЗМ-005 и Denon DL-103 (на разных проигрывателях). Объективности ради оставлю пока эти файлы безымянными.
http://my-files.ru/0tln87 (http://my-files.ru/0tln87)
-
Как ни старался, но 103-й не расслышал (, хотя она имеет характерный почерк звучания.
Рискну предположить, что она в №1. Исходя из того , что два трека звучат одинаково, значит ГЗМ звучит как 103-я, или наоборот )) :v:
-
Спасибо, коллега. Ваш комментарий укрепил меня в мысли, что проблема ММ головок не в подвижном магните, а в большой индуктивности, включённой последовательно с сигналом.
Вот уже несколько недель слушаю перемотанную ГЗМ-ку. Она явно выигрывает у 103-ей по детальности и подаче низов, хотя несколько уступает по верхам.
Видимо на оцифровке это несколько снивелировалось. В целом пока ГЗМ лидирует.
-
Сергей, не все так однозначно. ГЗМ и моя, любимая, первая(потому что дешевая)), опытная голова. Много экспериментировал с подвесом и магнитной системой. Достиг хорошего результата с подвижкой от "Пионера"PN-330, но удовлетворения не наступило. Решил перемотать катушки, но понял, что мотать нужно на аморфное железо. По моему мнению ГЗМку тормозит некачественный, родной магнитопровод, именно он искажает высокие.
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
-
не все так однозначно
Согласен. Я и сам не люблю категоричные утверждения. Правильнее было сказать "одна из проблем ММ головок" ... ну и далее по тексту.
По моему мнению ГЗМку тормозит некачественный, родной магнитопровод, именно он искажает высокие.
Возможно. А Вы перематывали под стандартный "выхлоп" ?
-
ГЗМ я не перематвал, не мог найти хорошего железа для магнитопровода, а потом, когда нашел, потерял интерес ( . Зачем делать то , что за тебя сделали другие ?! К этому времени у меня скопился десяток ММ голов с низкой индуктивностью и сопротивлением 400/500/600 Ом .
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
Поправьте меня если это не так, но аморфное железо можно добыть в акустомагнитных датчиках противокражных систем товаров, в виде набора тонких металлических пластин. Из них можно набрать новый магнитопровод для ГЗМ.
-
Примером великолепного ММ звучания можно считать Audio Technica AT-ML150 голову с массивным, наборным магнитопроводом. Думаю секрет звучания именно в нем, а не в РСОСС технологиях(не более 10% на пользу провода)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
Жаль, что не принято давать информацию о составе и свойствах материала магнитопровода ММ голов.
-
После неспешного, вдумчивого прослушивания окончательно определился в пользу 005-ой. Переставил её на основной проигрыватель. Остался очень доволен. Интересное ощущение возникает при прослушивании ансамблей/оркестров. Прежде казалось, что гармоничное взаимодействие отдельных инструментов возникает на сцене. С 005-ой кажется, что каждый инструмент звучит индивидуально, а их "склейка" происходит уже у тебя внутри, в мозгах. И появились новые нюансы звучания. Плюс к этому бас передаётся гораздо деликатнее. Некоторый завал на ВЧ так же скорее в плюс. Существенно снизились "повизгивания" на высоких частотах. Бъюсь с этими повизгиваниями долгие годы. Что-то удалось победить, что-то ещё нет. Самое паскудное что и на "живых" концертах они меня достают. Видимо "подпевают" помещения.
Первый файл-рип со 103-ей, второй соответственно с 005-ой.
-
http://www.ebay.com/itm/New-Audio-Technica-Replacement-Stylus-Needle-for-AT150MLX-From-Japan-/271308674999?pt=US_Record_Player_Turntable_Parts&hash=item3f2b41d7b7
http://www.ebay.com/sch/i.html?_trksid=p2047675.m570.l1313.TR0.TRC0.H0&_nkw=Audio+Technica+AT-ML150&_sacat=0&_from=R40
Разброс цен у этих головок /даже у япошек/ ....мне не понятно.
За какую японскую рекомендуете зацепиться?
-
Сергей, советую присмотреться к новым МС головам с высоким выходом.
-
.....а бюджетом зажат ;-[
ну могу смотреть в сторону Denon DL103
Dynavector DV-20X.......уже не по бюджету
-
Я имел ввиду Pioneer PC-3MC/31МС/41МС и тд. и тп.
-
Дмитрий, спасибо смотрю....."жанровая избирательность" есть? ;-[
-
Нет никакой избирательности - головы широкого применения.
и добавил...
только 8000 для них дорого. 5000 в самый раз, а то и 4500
-
Ну вот, 005-я разыгралась на основном проигрывателе. Решил проделать то, что делаю весьма редко. А именно-послушать пластиночку "Мадригал". Была такая в серии "1000 лет музыки". А слушал я редко её потому, что звучала она совершенно отвратно. Мне казалось, что это едва ли не самая плохая пластинка в коллекции. И доставал я её изредка лишь для того, что бы узнать, изменилось ли что-нибудь в звучании этой ужасной пластинки после очередных новшеств в тракте. Но где-то глубоко теплилась надежда, что должна она зазвучать. И вот, случилось. Просто чудо. Получил несказанное наслаждение. Чистые, волшебные голоса то выстраиваются в ряд, то причудливо порхают, обвивая тебя, то пускаются в хоровод. Прослушал на одном дыхании. Надо будет порыться в загашниках. Было у меня ещё несколько пластиночек из этой серии. Уже предвкушаю новые потрясения.
-
Доброго времени суток! Интересный опыт! А через какой кор слушали? Входной транс применяли? Какой выход теперь у ГЗМ?
-
Про корр можно посмотреть здесь http://hi-end.borda.ru/?1-7-0-00000067-000-0-0 . Входной транс 1:10 самомотаный на пермаллое. Выход у ГЗМ примерно в 9 раз ниже чем у исходника.
-
Сергей, ты убрал витки в голове, но приумножил их трансформатором ??? Мне это напомнило старую индейскую поговорку про одеяло, у которого кусок отрезанный снизу пришили сверху :%):
Сам, в данное время, занят намоткой МС мини трансов, с минимальным (насколько можно) количеством витков 1:4 .
Изыскания мои, пока, в процессе проб и ошибок и находок.
-
про одеяло, у которого кусок отрезанный снизу пришили сверху
Сиречь Тришкин кафтан ;) ?
Не прокатывает аналогия. В головке витки последовательно с сигналом, а в трансе параллельно. Кроме того радикально улучшается разделение между каналами.
-
Сергей, из моего небогатого опыта, мягко выражаясь, трансформатор не давал улучшения звука. Я его воспринимал, как вынужденную необходимость, и, на данный момент, пытаюсь поймать паритет между звучанием и необходимостью .
Если не секрет, дай данные по своему трансу, пожалуйста.
-
Транс намотан на П-сердечнике. Сечение 8х14 мм. Окно 8Х24. Марку пермаллоя точно не знаю. Две катушки. На каждой первичка: провод 0,32 64Х3=192 витка. Потом экран из фольги, межслойная прокладка 0,3 мм. Вторичка 1900 витков проводом 0,1 внавал, в один проход от щёчки до щёчки. Обмотки на двух катушках соединены последовательно. Итого 384 вит первичка, 3800 вторичка. Активное первички 6,2 Ом, активное вторички 684 Ом. Индуктивность первички порядка 1 Гн (точно не помню). Частотку можно посмотреть здесь
(http://my-files.ru/Download/jocylg/fr.png/thumb300.jpg) (http://my-files.ru/jocylg)
-
Поправьте меня если это не так, но аморфное железо можно добыть в акустомагнитных датчиках противокражных систем товаров, в виде набора тонких металлических пластин. Из них можно набрать новый магнитопровод для ГЗМ.
Попался намедни такой датчик. Решил провести лабораторную работу. Двумя пластинами обернул (с нахлёстом) колечко из полипропилена. Намотал 160 витков.
Сделал делитель напряжения. Сверху 1 кОм, снизу собственно дроссель. Выход делителя подключил ко входу корректора (не было под рукой линейного усилителя с высоким Ку). АЧХ снимал РМААшкой. Для сравнения сделал ещё два делителя: 1кОм-3Ом(таким получилось активное сопротивление исследуемого дросселя) и 1кОм-дроссель на ферритовом колечке. Вобщем частотнозависимые свойства продемонстрировал только последний вариант делителя (1кОм-дроссель на ферритовом колечке). Отсюда вывод: нет у этих пластинок волшебных свойств по части магнитной проницаемости.
-
Сергей, спасибо за исследования. Развеян один из интернет мифов ! )) Хорошо , что так и не собрался ничего мотать, хотя пластин(датчиков) накопил с десяток )
-
Попалась мне по случаю безымянная новодельная голова с никаким звуком. Решил перемотать её в соответствии с вышеописанными принципами. Результат очень порадовал. А тут попросили поремонтировать вот такой аппарат
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
Головка Goldring1042. Пользуясь случаем сделал две сравнительные оцифровки. http://my-files.ru/z6aqwp
К сожалению оцифровка лишь бледная тень винилового звука. Ну уж что имеем. Пользуюсь звуковухой Juli@.
-
Сергей, респект! :v:
Прослушал запись....Goldring1042, более глянулась легла на ухо.
-
Спасибо, Сергей.
С оцифровками я тоже склонился бы к Голдринг. Однако при "живом" прослушивании всё неоднозначно. Голдринг очаровывает, слов нет. Однако ей присуща некоторая чрезмерная на мой ух сочность. "Золушка" звучит посуше и соответственно более естественно и честно.
-
"Золушка" звучит посуше и соответственно более естественно и честно.
.....да, именно по суше. Согласен. Просто мне жирные, мясистые звуки сейчас более по уху (поэтому сейчас на проигрыватель планирую поставить SHELTER 201), т.е. личное восприятие....это, увы не экспертное ;D
-
т.е. личное восприятие
Так ради этого мы все тут и сходим с ума :cr:
А вообще у меня оцифровки звучат заметно суше оригинала. Надо и на это поправку делать. Особенно с контрабасом беда.
-
Виолончель - сушёный контрабас.
А серьёзно если, я сути изгаляний не понимаю. Есть МС головки с низким выхлопом и хорошим, тонким стилом. Такого звука от ММ получить невозможно.
-
сути изгаляний не понимаю
Да я в общем не навязываюсь.
-
А серьёзно если, я сути изгаляний не понимаю. Есть МС головки с низким выхлопом и хорошим, тонким стилом
С точки зрения механики резон есть -
1. магнит можно сделать имеющим меньший момент инерции, чем катушку МС. Ну, точнее - проще. Если не приглашать Левшу :D
2. Второй момент - принципиальный. Отсутствие гибких токоподводов.
-
Уважаемые спецы , достались безымянные МС трансформаторы, внешне очень похожи на АМТ расцветка проводов такая же. Первичная обмотка имеет отвод от середины. Провода зелёный, белый, красный, выходные голубой и желтый. Чёрный не звонится , видимо внутренний экран. Вопрос: Насколько важна фазировка входной и выходной обмотки?
и добавил...
Каким цветом обозначаются начало обмотки, в гугле ничего не нашёл.
-
Насколько важна фазировка входной и выходной обмотки?
В зависимости от топологии намотки смена фазировки может влиять на завал на ВЧ от приемлемого до неприемлемого. У двухобмоточного транса всего четыре комбинации фазировок. Переберите их все и решите для себя подойдёт-не подойдёт.
-
Если бы знать где начало хотя бы одной обмотки, было бы гараздо проще.
и добавил...
Буду пробовать с помощью генератора.
-
Если бы знать где начало хотя бы одной обмотки, было бы гараздо проще.
Физическое начало обмотки в первом приближении не играет никакой роли (здесь может повлиять паразитная ёмкость начального слоя обмотки относительно сердечника). Можете смело назначать началом любой вывод первички и относительно него фазировать вторичку.
-
Начал лаболаторку, отпишусь.
и добавил...
Наилучший результат подключения. Использовался Г3-102, и В3-39. Подавал 0,025вольт, что на шкале соответствовало 0db. Трансформатор нагружен на 47ком.
Результат несколько удивил. На 40гц завал - 3db относительно 100гц. После 8кгц начинает снова валить, на 12кгц -3db , на 16кгц -8. Но в системе со старым корректором звучал нормально. Остальные варианты включения показали гораздо худшие результаты.(как забег какой). Может надо было шунтировать первичную 100 омами ? А смысл?
и добавил...
Выходит , что включен трансформатор был по наилучшему варианту.
-
Что-то "с разбегу" не нашёл значение выходного сопротивления Г3-102. При измерениях выходное сопротивление источника должно быть равно активному сопротивлению головки, с которой используется транс. А какой Ктр намерили?
-
Ктр не мерил, голова МС самодельная.
-
Миша, сдаётся мне, что схема подключения, как в магнитофоне. R1 - 1 кОм, R2 - 1 Ом
[attachment=1]
-
Сергей спасибо за схему, я смотрел только входной трансформатор. Собираю на чистовую корректор для МС головки (которую мне изготовил и подарил на день варенья мой товарищ) и так охота всё учесть, чтобы не переделывать. Даже шасси сделал из пермолоя.
и добавил...
Теперь повторю по твоей схеме.
-
которую мне изготовил и подарил на день варенья мой товарищ
А можно фото головы?
-
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
-
Очень похожа на головку Л. Синицина.
-
А кантеливер из чего?
-
Так Синицына и есть
-
МС головки (которую мне изготовил и подарил на день варенья мой товарищ)
Царский подгон - настоящий друг - 2 NEO SAS на сапфире, не считая работы )
-
Так на шестидесятилетие :laugh:
-
misa, а Ваш приятель МС головки чинит?
Что-то, в почту его не достучаться ...
-
Да,любые.
и добавил...
Если хотите дам телефон в личку, ему везут не только из России.
и добавил...
Запустил корректор с трансформаторами, звучание понравилось. Эталон звучание пластинок у Леонида Синицина.
-
Сергей, привет !
Ответь в личку , пожалуйста .
Коллеги , есть у кого контакт с топик стартером, Сергеем (SergeL)?