Клуб DiyAudio
Усилители мощности и предусилители => Ламповые => Тема начата: igoralex от 25 Марта 2011, 01:04:43
-
Как известно из практики,разделительные конденсаторы в звуковом тракте всегда окрашивают звук,так как не являются идеальными:утечка,резонансы,память диэлектрика,здвиг фазы и сглаживание фронтов-всё это неблагоприятным образом сказывается на звучании системы.Схемотехника однотактных усилителей позволяет в ряде случаев обойтись без разделительных конденсаторов и трансформаторов,которые имеют,в свою очередь, свои недостатки и трудности в применении.Классически такая схемотехника известна как "лофтин-вайт",в честь инженеров,придумавших данную схемотехнику.Но в построении двухтактных схем ,в силу сложности построения фазоинверторного каскада,такая схемотехника не применяется,что не даёт возможности полностью раскрыться двухтактной схемотехнике.Все известные схемы фазоинверторов обладают своими преимуществами и недостатками,в звуковом тракте годятся только некоторые из них,но которые доставляют некоторые трудности в их настройке,что в ряде случаев не останавливает своих создателей в построении хорошо звучащего аппарата.В промышленное производство подобные схемы,из-за своей непрактичности,не вошли в широкий обиход,а вот для творческих самодельщиков такая задача вполне выполнима и оправдана.На схеме,приведённой в данной статье ,была осуществлена попытка построить двухтактный усилитель без применения разделительных конденсаторов и трансформаторов,а также полупроводников по пути прохождения звукового сигнала.В построении фазоинвертора была взята идея,что необходимо построить систему линейных уравнений,имеющих решение,в которых учавствут параметры сигнала по постоянной составляющей(которая убирается при помощи разделительного конденсатора, в обычных схемах) и переменной составляющей.Это делитель напряжения из двух резисторов,который должен ещё отвечать на некоторые условия,связанные с режимами работы лампы(внутреннее сопротивление лампы,смещение на управляющей сетке,коэффициент усиления,импеданс,обратная связь и др.).Грамотно используя разбросы номиналов резисторов и параметров ламп и других не идеальных параметров реальных элементов, можно практически реализовать данную схему в жизнь. Кроме того, в первом каскаде катодные резисторы не шунтируются конденсаторами,так как входная лампа является задающей,и,чтобы не вносить изменения в звук,связанные с вносимой окраской конденсатором,было принято решение исключить таковой,что дало возможность применить небольшую ООС.А вот в оконечном каскаде, катодные резисторы шунтируются конденсаторами,чтобы убрать обратную связь по переменной составляющей,что благотворно сказалось на воспроизведение "низов".Во входном каскаде,он же фазоинвертор,на второй половинке лампы,применено опорное напряжение с очень низким внутренним сопротивлением.Такое схемотехническое решение связано с выполнением условий симетричности режимов работы двух половинок входной лампы(с одной стороны) и условия не применения разделительных конденсаторов(с другой стороны). После настройки всех режимов на отобранных и обкатанных лампах,подстроечные резисторы следует заменить на постоянные,скоммутировав их в обход,чтобы при замене ламп вновь можно было бы воспользоваться подстроечными резисторами.Если не использовать обратную связь,то в входных каскадах можно зашунтировать катодные резисторы ёмкостью и выходной звуковой трансформатор необходимо выбрать с запасом по железу.Наверное так даже будет более предпочтительней в получении хорошего звука,если источником будет ЦАП.[attachment=1]
-
Из сеток убрались, в катоды добавились. Конечно, анодные характеристики менее кривые, чем сеточные, но всё-таки... Если идти по этому пути, то идти дальше: к двухэтажному стабилизированному питанию. IMHO.
-
то идти дальше: к двухэтажному стабилизированному питанию
Тогда эти конденсаторы плавно переползают в блок питания. Как бы от них совсем избавиться?
Сделать двухэтажное питание на аккумуляторах? Что то ничего более другого в голову не приходит.
-
Тогда эти конденсаторы плавно переползают в блок питания. Как бы от них совсем избавиться?
Сделать двухэтажное питание на аккумуляторах? Что то ничего более другого в голову не приходит.
Ключевое слово -- "стабилизированному". Но это, как я и написал, -- IMHO.
-
Делал я такой лофтин.
http://heavil.ru/annd.html (http://heavil.ru/annd.html)
Так себе... После него вернулся к обычной двухтактной схеме с межкаскадными кондерами
-
От безделия проанализировал схемку Андрея.
На анодах 6Н9с было примерно +110в.
Даже если на катодах 6П3С-Е было +120в, то при резисторах 1к6 ток плеч примерно 75мА.
ТВЗ намотан проводом 0,12 (могу ошибаться) расчитаным на 35мА.
Габаритная мощность этих выходников не более 25 Ватт.
Остаётся верить в чудесные свойства тандема полипропилен+слюда.
-
С чего бы? Вы сканируете режим исходя из одной схемы?
смещение там было -20 вольт. Достоверности ради могу перепаять схему в лофина для замеров, дабы не возникало таких суждений.
-
С чего бы? Вы сканируете режим исходя из одной схемы?
смещение там было -20 вольт. Достоверности ради могу перепаять схему в лофина для замеров, дабы не возникало таких суждений.
:)
Есть немного опыта.
Режим первого каскада:
Питание +375в
После резистора 75к +225в
На анодах +110в
На катодах +1в
токи по 1мА
Второй каскад
Аноды, вторые сетки +375в
На катодах +124в
Проверяйте.
Если лампы не "дохлые".
-
Андрей,в схеме по ссылке всё же стоит один конденсатор по входу,а в той,что я предлагаю--нет ни одного.Кроме того ставилась задача одинаковости эквивалентного внутреннего сопротивления во входной лампе.
-
Собирал эту схему...
[attachment=1]
Но,если по взрослому,то потребуется что вроде УМ "Фанатик" Макарова.
-
Олег,как звучание?мне кажется инверсия через два каскада даёт сильно большой временной интервал запаздывания(главная проблема фазоинверторов),кроме того диод смущает(хотя я не имею ничего против солидфаст).
-
По звуку ничего особенного - собирал на сифотрансах.На небольшой мощности звучит неплохо.
Без диодов здесь не обойтись,они для защиты сетки 84 в момент включения.
Где Вы нашли двойную инверсию? Здесь ФИ обычный дифкаскад и особенностей не имеет.
-
даёт сильно большой временной интервал запаздывания
Игорь, а чем оно дает запаздывание, редкий камень даст такой фронт, что лампа может дать
-
Меня смущает,что с выходной обмотки синал заходит на сетку входной лампы,даже длина и толщина,материал,направление провода влияет на звук,но главное это то,что скорость изменения фазы звукового сигнала нами слышится чуть ли не со скоростью света(преувеличиваю конечно),т.е. выше 20 кГц в пересчёте на время.Иными словами,пуля,пролетевшая справа налево со всякими пересчётами оказывается не должна нами определяться ,а определятся в слышимости направления полёта,хотя это противоречит доктрине диапазона слышимости человеческого уха,но фазу ,изменяющуюся с частотой больше 20 кгц ,мы слышим.Поэтому свои конструкции я стараюсь делать абсолютно зеркальными и геометрически подобными кроме подобия электрического и чтобы воздействие полей учитывать,компенсировать,уравнивать по каналам.Если это не ширпотреб.Для двухтакта закон симетрии учетверяется.Выполнение этих условий при идеальной акустике даёт глубину не искривлённого изображения расположения музыкантов и правильного массштаба(если источник тоже соответственный и записана акустика а не электронщина) визуализации(как у слепых ориентация в пространстве по звуку),а не кривого зеркала,которое ещё и ездит по ходу музыки,обратная связь слышится как дрожание картинки и компрессия массштаба,звук не отрывается,т. е. не идут флюиды,смЫкается,отсутсвует нерв.Такое мое субъективное восприятие и не только моё.Как-то гоняли мой ламповик на Армстронге и подобном--музыканты воспринимались как в натуральную величину,видны ряды оркестра и т.д.,поставили другой ламповик(принесли посравнивать)-музыканты стали гномами и всё игрушечное да ещё и какбудто плавает в лодке при шторме,голос ломается как будто с поезда проходящего кричат---слышали все,кто был, и тот кто принёс усь-уходил чуть не плакал,так не совпали его ожидания с услышанным,но он сам услышал в очевидь и не стал сам себя обманывать.
и добавил...
Поднятую тему копал,ничего из найденного не соответствовало моим ТУ и религии,над предложенной мною схемой думал очень долго,не один год.Да,настраивать её может и сложно,но была попытка собрать преимущества однотакта и двухтакта,и нивелировать недостатки однотакта и двухтакта(в основном косячит фазоинвертор), и получилась такая схема,на первый взгляд кажется,что ничего особенного...
-
Меня смущает,что с выходной обмотки синал заходит на сетку входной лампы
Согласен, этот момент надо слушать, есть некоторые сомнения
-
Если бы во вторичке была дополнительная бифилярная обмотка ,чтобы заводить её на сетку входной лампы правого плеча и землю сигнальную слаботоковою не смешивать с выходной сильно токовой(что является грубой ошибкой),то куда ни шло-возникает неблагоприятная петлевая обратная связь по земле.Теперь,если посмотреть отвлечённо,то во входную сетку лепится трансформатор(в одну да,вдругую-нет),что это значит-понятно.Если входной сигнал многократно усилить,а затем ослабить до уровня амплитуды того же входного сигнала и посмотреть насколько он отличается от самого себя изначального,то всё понятно станет,почему не очень усь играет.