Ведь звуковые волны будут отражатся от потолка и пола да и от стен - отнюдь не равномерно.
Само собой. Чем острее диаграмма направленности, тем меньше отражений от потолка и пола. Тем меньше слышно саму комнату на фоне записи. На самых низах, увы, массивом комнату не исправишь, так как длинна волны получается соизмерима, и даже больше, чем расстояние от пола до потолка. Грубо, при 300 метрах в секунду и расстоянии в три метра получается длина волны для частоты в 100 Герц. То есть, с точки зрения сужения дифграммы направленности на низах линейный массив в комнате мало эффективен. Но зато на средних частотах его направленность по вертикали получается более ровной. То есть, слышится больше реверберация на записи, меньше она окрашивается комнатной реверберацией, получается чётче стереопанорама. У рупоров диаграмма направленности острая во всех направлениях, и они ещё лучше воспроизводят стерео панораму в обычной комнате, но тут палка о двух концах: с рупорами стерео слышно только посредине, с массивами -- практически от стены и до стены. К тому-же, для направленности на низах и у рупора размеры должны быть тоже соответствующие.
То есть, массив в комнате получается опять - же оптимальнее, чем точечный источник звука, но при этом если он будет по всей длине воспроизводить всю полосу частот, то диаграмма по вертикали будет сужаться с повышением частоты. Поэтому я и выбрал оптимальный компромисс: "точечные" источники на частотах от 40 до 100 Герц в виде пары 12-дюймовых головок в бетонных коробках (массивы тут в комнате действительно бессмысленны), 8 штук 4-дюймовых среднечастотников на средних, и 16 штук дюймовых на самых верхах. АЧХ я тут уже показывал. Но дело - не только в АЧХ, а ещё и в оптимальной диаграмме направленности, в повышении эффективности массива, и соответственно - в мизерном колебании диффузоров, что значительно уменьшает искажения. Как усилителя, так и самих динамиков.
А вот частоты ниже 40 Герц "вдуваются" в комнату из-под пола, бетонным рупором. Точнее - не совсем рупором, а акустическим трансформатором, так как для настоящего рупора он коротковат.
Ну если конечно хочется, чтобы как мебель бормоталово стояло неподвижно, тогда конечно впадаем в проблемы динов и шпонов (с лаками).
...или встраиваем в стены, как я и сделал.