Автор Тема: Станок для намотки тороидальных трансформаторов  (Прочитано 70244 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
А куда же девается Ваша петля?? Похоже Вы станки эти издалека видели.

Оффлайн jank5

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 741
  • +10/-1
  • Виталий
  • Поблагодарили: +98
Николай, я много чего видел (как, впрочем, много чего и не видел) и не собираюсь перед Вами отчитываться, на каком расстоянии я на что-либо смотрю.

Я не знаю, о каких станках Вы говорите, я имею ввиду конструкцию из журнала "Радио" за 1987 год. Если у Вас есть хотя бы начальное техническое образование и зачатки пространственного воображения, думаю, Вы сможете понять, что куда крутится и что где провисает. Если выдастся свободная минута - почитайте статью в "Радио".










Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Виталий, Вы на вопрос не ответили.
Следите за петлей:
Toroidal winding machine animation test.flv

На Ваших картинках нет самого главного - предмета обсуждения, собственно провода. Не поленитесь, промоделируйте, потом расскажите.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Следите за петлей

Nick, большое спасибо, что обратили внимание, я этот момент пропустил.

В уже упомянутой конструкции Гвозденко (журнал Радио) используется планка-компенсатор (№3 на сборочном чертеже), на которую, в свою очередь, насажен направляющий ролик.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Андрей, о какой петле вообще речь? Ни какой петли-провиса в принципе быть в такой конструкции не может. Лишний провод уходит обратно на шпулю.  И подпружинивать ролик-водило не нужно, будут либо скачки натяжения укладки либо пружина просто не отработает. Я думаю, уже почти всем все понятно, схема механизма примитивна.
Ролик водила старайтесь иметь максимально возможного диаметра (обеспечить максимальный радиус изгиба провода), с минимальным моментом вращения. Самая гадость - фильера. Там провод движется вперед-назад на каждом витке. Фторопласт-капролон прорезаются, можно попробовать проводные кольца из керамики. В больших станках этот узел - система роликов.
Тормоз - натяжитель провода - тоже прблемное место. Хорошо, когда их несколько, объединенных общей системой регулировки.
ЗЫ. Читать "Радио", как некоторые советуют, не надо!! Читайте ТММ  ;).
« Последнее редактирование: 20 Марта 2013, 00:16:39 от Nick »

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Андрей, о какой петле вообще речь? Ни какой петли-провиса в принципе быть в такой конструкции не может. Лишний провод уходит обратно на шпулю.  И подпружинивать ролик-водило не нужно, будут либо скачки натяжения укладки либо пружина просто не отработает. Я думаю, уже почти всем все понятно, схема механизма примитивна.

Если шпуля притормаживается мотором с обратным ходом, то так и будет, а если просто фрикционом, то нет. После того, как челнок проходит 180 град по горизонтали, расстояние между точкой изгиба провода и ведущим роликом челнока начинает уменьшатся.

Ролик водила старайтесь иметь максимально возможного диаметра (обеспечить максимальный радиус изгиба провода), с минимальным моментом вращения. Самая гадость - фильера. Там провод движется вперед-назад на каждом витке. Фторопласт-капролон прорезаются, можно попробовать проводные кольца из керамики. В больших станках этот узел - система роликов.
Тормоз - натяжитель провода - тоже прблемное место. Хорошо, когда их несколько, объединенных общей системой регулировки.
ЗЫ. Читать "Радио", как некоторые советуют, не надо!! Читайте ТММ  ;).

Ролик был второй запчастью, которая появилась у меня после моторов. Стальной ролик с V-образной канавкой на шариковом подшипнике, внутренний диаметр канавки где-то 8 - 9 мм, со стенками где-то 14мм, откуда его вытащили, не знаю. Маловато, конечно, провод 0.8мм надо протягивать с усилием, но другого у меня нет. Сделать другой под заказ можно но не слишком дешево.

и добавил...
До фильеры я пока не дошел даже в чертежах. Нашел только компанию, которая продает фторопластовые заготовки,и другую, которая может их обработать.
« Последнее редактирование: 20 Марта 2013, 00:33:56 от LinuxGuru »

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Если шпуля притормаживается мотором с обратным ходом, то так и будет, а если просто фрикционом, то нет. После того, как челнок проходит 180 град по горизонтали, расстояние между точкой изгиба провода и ведущим роликом челнока начинает уменьшатся.
нет, не так. Ни какого обратного хода не надо. Точка схода провода с ролика движется по окружности, провод уходит к каркасу по прямой. Дуга всегда длмнее прямой, ее замыкающей. Шпуля-то с проводом, хоть и движется в ту же сторону, но с меньшей скоростью. Провод через направляющее колесо выбирается приторможенной шпулей. ка только вы это себе представите, поймете, как все просто. В 3дмаксе это видно, последите за концом провода.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Вот, сфоткал для нагладности, лучше один раз увидеть чем сто раз и так далее. Заготовка шпули (символизирующая челнок), на которой жестко закреплен 0.8мм провод (реальные челнок и станина пока только в виде эскизов в голове). Плюс тороид. Отверстия в шпуле - пусть пока будет точка крепления направляющего ролика.
Итак. Расстояние между точкой изгиба провода на краю сердечника (максимум при повороте на 180 град) меняется следующим образом - 29, 25, 16 см. То есть нужна либо система компенсации провиса, либо нужно сматывать провод обратно на шпулю. Для того, чтобы провод 0.8мм сматывался за счет притормаживания шпули, нужно довольно значительное усилие, проволока такой толщины весьма жесткая.

Как мне кажется, такой тормоз с переменной силой трения лучше реализовать либо при помощи дискового фрикциона с дросселем, либо с небольшим мотором, который подключен для вращения в обратном направлении.

Судя по всему, конструкция фильеры должна быть очень жесткой, даже не совсем уверен. что подойдет фторопласт, он может оказаться слишком эластичным в случае 0.8мм провода. Для более тонкого 0.3 - 0.4 мм не проблема.

[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Разрыв мозга. :facepalm: :wall: Всем стоять, ничего не делать, не мотать!  Я сниму ролик, чтоб все стало понятно. Лучше один раз увидеть.

и добавил...
На базе начального технического образования, полученного в институте в буренные 80-е и пользуясь зачатками абстрактного пространственного воображения построил я эту примитивную модель, но как проще - я не знаю, уж простите.
намотка тора (принцип)

Андрей, очень неудачно сделан разрез  :( .
« Последнее редактирование: 20 Марта 2013, 22:11:34 от kotofey »

Оффлайн Valery_C

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 608
  • +4/-0
  • Поблагодарили: +10
Николай, БРАВО! БРАВИССИМО!!!
Наглядно. Наконец-то стало понятно, как эта хрень работает.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Валерий, спасибо. Как обычно, гениальное - оно все просто  :)

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Николай, спасибо, все гениальное просто, особенно после вот ТАКОГО простого, понятного и наглядного объяснения  :v:

Андрей, очень неудачно сделан разрез

Если не секрет, чем? Сегмент шпули 12см вынимается полностью, он не крепиться на петли. Это значительно упрощает конструкцию.

Сьемный сегмент челнока я вообще думаю закрепить 4-мя винтами через С-образную накладку. Пока остается крайне проблематичной нарезка зубьев - за это местная фирма хочет какие-то совершенно безумные деньги.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Сегмент в твоем случае может смещаться в радиальном направлении, надо предусмотреть какие-то элементы, исключающие это. Ее бы порезать по диаметру или параллельно ему, подогнать по привалочным поверхностям, сделать замки и проточить в сборе на оправке. Плавность хода и постоянный момент торможения - основные функции его. Провод 0,8 - это серьезно. Тяжело для фильеры, для изоляции и для самого сердечника - его будет тянуть провод, такие простые подающие ролики могут не удержать.
К челноку (ну, называй его так :D) требования скромнее. Он себе по своим направляющим движется, даже если и с люфтами, ему шпуля - по барабану, он о ней не знает и не ее чувствует. Либо провод запутается, либо он его оборвет, его ничего не остановит пока мощности привода хватит. А пока провод в натяге (а это шпуля обеспечивает) - его люфты выбираются автоматически.
Да, и не забудь, что шпуля движется в своих, отдельных направляющих роликах. Скорость ее движения переменна не только на одном обороте, но и меняется в зависимости от количества провода на ней. С челноком ни как не связана.
« Последнее редактирование: 21 Марта 2013, 01:50:06 от Nick »

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Сегмент в твоем случае может смещаться в радиальном направлении, надо предусмотреть какие-то элементы, исключающие это.

Николай, это я уже предусмотрел. В радиальном направлении сьемный сегмент будет фиксироваться шпильками. В аксиальном - тонкими прямоугольными магнитами.

[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Дерзай, когда начнешь мотать, одной шпулей не отделаешься, они будут  сменные и разные.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Дерзай, когда начнешь мотать, одной шпулей не отделаешься, они будут  сменные и разные.

Те трафы, которые нужны под мои проекты и которыя я намерен мотать сам, имеют примерно одинаковые размеры. Остальные я просто с завода закажу.

Оффлайн jank5

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 741
  • +10/-1
  • Виталий
  • Поблагодарили: +98
Следите за петлей:

Ваш пример неудачен. Такая конструкция подойдет для намотки торов с малым количеством витков, например, трансформаторов тока. Вы случайно не обратили внимание на длину наматываемого провода? Думаете, это случайно? Тогда представьте, что провод продолжает поступать, наматывается на челнок, заполняет его, переходит во второй слой... Что произойдет?

Существует два типа станков:

1. Станки распределенной намотки (намоточная система - шестерня и шпуля). Шестерня, несущая укладочный ролик и съемник, через систему зубчатых колес связана с приводом станка. Шпуля устанавливается в свободно вращающихся роликах и связана с шестерней проводом, который перекидывается через съемник и укладочный ролик и закрепляется на изделие. Под действием сматываемого с нее провода шпуля вращается с переменной скоростью. Натяжение провода, необходимое для плотной укладки витков, обеспечивается тормозным устройством. Надежная система натяжения провода обеспечивает равномерность намотки и высокую повторяемость. Обеспечивается намотка "виток к витку".

 2. Станки произвольной намотки (шпуля и бегунок). При этой технологии приводится во вращение сама шпуля. Съем провода осуществляется специальной деталью - бегунком. Данная технология позволяет достичь высоких скоростей намотки при удовлетворительном качестве раскладки.


Ни о каких "фильерах", "водилах" и т.п. речи не идет. Есть либо съемник провода и укладочный ролик, либо бегунок (честно говоря, по станкам с бегунком инфы я вообще не нашел, только ролики).

Посмотрите, как ведет себя провод в этих роликах

Намотка и изолировка тороидальных катушек


Намотка и изолировка тороидальных катушек


Тороидальный станок распределенной намотки СНТ-0.315Р


Это станки первого типа, с роликом и системой натяжения, компенсирующей провисание провода. Провод (и лента) все время находятся в натяжении.

И сравните с этим:

Jovil 9" high speed head


Это станки второго тапи. Видно, как провод провисает.

Тороидальный намоточный станок СНТ-0.5ББ


~~~~~~~~~~~~~~~~~~

А вот здесь хорошо видно, как работает компенсатор:

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=VR-wuLB1FCM&amp;feature=player_embedded" target="_blank" class="aeva_link bbc_link new_win">http://www.youtube.com/watch?v=VR-wuLB1FCM&amp;feature=player_embedded</a>


Хоть и лента, но вполне наглядно.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Теперь картинки. Станок Гвозденко как таковой - повторение в домашних условиях промышленного станка распределенной намотки с намоточной системой шестерня+шпуля.

















































Естественно, всё несколько округлённо. Можно было бы, конечно, разложить картинки по одному градусу, подкорректировать положение элементов конструкции и засунуть в gif, но это слишком геморно.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Ваш пример неудачен. Такая конструкция подойдет для намотки торов с малым количеством витков, например, трансформаторов тока. Вы случайно не обратили внимание на длину наматываемого провода? Думаете, это случайно? Тогда представьте, что провод продолжает поступать, наматывается на челнок, заполняет его, переходит во второй слой... Что произойдет?
:wall: :wall: :wall: Я как чувствовал, что почти всем понятно.
А Вы случайно не обратили внимание, что сначала следует операция намотки провода на шпулю, а потом выполняется намотка на сердечник? Количество провода может быть любым, сколько его поместится на шпуле. Во время намотки шпуля не останавливается никогда. При полной остановке шпули на рабочем ходе при укладке, провод оборвется, в каком бы положении укладчика это бы не произошло (при достаточной мощности привода). Скорость шпули изменяется по циклоиде. Нулевая она будет (теоретически) только если координата точки обхода провода совпадет с координатой точки схода провода со шпули, чего на практике не бывает. Петли не может быть НИ-КОГ-ДА кроме двух случаев - 1. полное отсутствие тормоза шпули, 2. провод заклинило в подающем узле. И не морочте людям голову.
Лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть. А так, картинки красивые, да.

Оффлайн jank5

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 741
  • +10/-1
  • Виталий
  • Поблагодарили: +98
Мне тоже показалось, что Вы так ничего и не поймете. Ну, тогда ролик в тему:

Toroidal Winding Machine animation.flv


Второй ролик от того же автора. Как я и предполагал, это анимация станка для намотки трансформаторов тока, где количество витков в обмотке весьма невелико и не требуется большой запас провода.
сначала следует операция намотки провода на шпулю, а потом выполняется намотка на сердечник
В обоих роликах именно операции намотки провода на шпулю нет.
Количество провода может быть любым, сколько его поместится на шпуле
Обратите внимание - в конце ролика показан просто провод - отчетливо видно, что его длина чуть больше длины окружности челнока.
Естественно, мультик - он и есть мультик. Нарисовать можно что угодно. Тогда посмотрим, как работает реальный станок для намотки трансформатора тока:

Намоточный станок для намотки трансформатора тока


Правда, есть кое-что общее? Но даже здесь на шпулю мотается небольшой запас провода - всего лишь четыре оборота челнока.

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Троль  :d_know:.
Как интересно - отвечать  вопросом на вопрос. Не солидно это. Разговор начался с какой-то петли, которая якобы образуется. Покажите мне, КАК? Шоу с ютуба мне не интересно здесь, я и сам могу при желании и без посторонней помощи это смотреть. Да чего проще - пойдите в цех, снимите ролик на пять минут, только сами, чтоб Ваши руки видеть. Станка подобного Вы не видели вживую и не можете представить, как он работает. Об уровне ваших знаний судить не буду, и не таких видел.

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Проблему с провисом (независимо от того, есть она или нет) оставим пока на потом. Когда будет готов челнок и станина, все сразу станет на свои места.   

У меня вопрос по направляющему ролику и планке-компенсатору. По всей видимости она смягчает толчок и резкое увеличение силы натяжения провода после прохождения челноком отметки в 330 - 345 градусов (воспользуемся для наглядности  картинкой Виталия). Причем ясный перец, чем выше скорость челнока и сила натяжения провода, тем сильнее будет толчок.

Николай, в станках, которые Вы использовали, тоже была установлена планка-компенсатор на пружине, или просто менялась сила торможения шпули (например при помощи дросселя)?

[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ] ).

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
В общем собрал я намоточную голову для торов, пока просто рама со шпулей, челноком, направляющими втулками/роликами для проволоки, и приводными зубчатыми колесами, пока на тест драйв в ручном режиме без моторов и даже станины. Поворотный стол для сердечника начну делать после отпуска, сначала надо то что есть до ума довести.

Проблемы с провисом провода нет - его не происходит по той простой причине, что провод со шпули сматывается с циклической переменной скоростью, и шпуля просто "едет" за челноком как телега за лошадью.

Но какая проблема точно есть, так это резкое увеличение силы натяжения провода при положении челнока, как на моем предыдущем посте. Насколько это серьезно, не знаю, челнок крутил вручную на очень маленькой скорости. Именно для снижения силы толчка в станке Гвозденко и предусмотрена планка-компенсатор!

Оффлайн Nick

  • Наш человек
  • ****
  • Сообщений: 441
  • +2/-0
  • Николай
  • Поблагодарили: +3
Поздравляю! Если не гнаться за космической скоростью, то все получится. Во что венец стал?

Оффлайн LinuxGuru

  • Знакомый
  • *
  • Сообщений: 35
  • +0/-0
  • Андрей
  • Поблагодарили: 0
Если не гнаться за космической скоростью, то все получится. Во что венец стал?

Поскольку у нас умельцы просили за него какие-то безумные деньги, я обошелся без него.
А вообще удовольствие не из дешевых, приходится конструировать все самому, искать, кто может изготовить детали за приемлемые деньги, потом тестировать, подгонять, и если надо, переделывать.
Сейчас, например, после испытания намоточной головы выяснил, что система съема провода, которая по идее должна была быть супер-пупер, практически невозможно идеально собрать в домашних условиях из-за микро-подшипников и допуска при изготовлении миниатюрных деталей. Буду менять на что-нибудь более простое.

Оффлайн MCA10.5.64

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 162
  • +1/-0
  • Сергей. г.Волжский.
  • Поблагодарили: +2
    • www.diy audio.ru
Николай, я много чего видел (как, впрочем, много чего и не видел) и не собираюсь перед Вами отчитываться, на каком расстоянии я на что-либо смотрю.

Я не знаю, о каких станках Вы говорите, я имею ввиду конструкцию из журнала "Радио" за 1987 год. Если у Вас есть хотя бы начальное техническое образование и зачатки пространственного воображения, думаю, Вы сможете понять, что куда крутится и что где провисает. Если выдастся свободная минута - почитайте статью в "Радио".










         






и добавил...
           Вообще приспособление это  для намотки сложноватое, но при желании сделать можно, мотаю торы вручную виток к витку, надо конечно терпение чтоб намотать, особенно первичку тонким проводом.
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2013, 10:14:26 от MCA10.5.64 »

Оффлайн Vladimir_T

  • Прохожий
  • Сообщений: 3
  • +0/-0
  • Волчек
  • Поблагодарили: 0
Здравствуйте, делаю станочек. На фото не показал привод - шуруповерт, который вращает ось подающего ролика. Перебрал свои возможности и арсенал доступного станочного парка, а также оценил свои навыки конструирования, решил сделать прототип китайского деревянного, подробное видео такого станка есть в данной теме.
Цель разработки  - мотать изредка малые кольца с размерами от 30х20х20.  Станочный парк - гдроабразив и токарный. Об недостатках: петлеобразования и слабая натяжка, я догадывался. И все же стал делать для получения опыта и отработки идей. Можете клевать и критиковать!
Сейчас делаю компенсатор петли.
Есть проработка автоподачи тора при намотке: для этого устанавливаются шестерни и шаговик.
В целом - станок работает и годится для не ответственных трансов, дросселей. Но если приловчиться и помогать руками - то получается получше.
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]
Основная задача была - намотка малых торов, но при использовании катушки-веретена большого диаметра и приспособления для ее крепления - можно мотать большие торы.
« Последнее редактирование: 19 Июля 2016, 08:30:22 от Vladimir_T »

Оффлайн a2a

  • Хороший знакомый
  • **
  • Сообщений: 79
  • +0/-0
  • Анри
  • Поблагодарили: 0
Спасибо теме-закрыл пробел, как же он работает.
Появилось некоторое желание попробовать на вкус (я оператор токарного ЧПУ, доступны фрезеры ЧПУ, эрозионники). Шпулю сделать не сложно, шестерёнчатую её часть думаю попробовать сделать накаткой на алюминии. Ролики-понятно. Вот с шестерёнками пока неизвестно.
Вопрос к публике. Т.к сразу тратить много железа нет желания, есть ли упрощщеные мини-намоточники? Ну и вообще совета, с какого формата(размеры) начать?

Спасибо.

Оффлайн Vladimir_T

  • Прохожий
  • Сообщений: 3
  • +0/-0
  • Волчек
  • Поблагодарили: 0
есть ли упрощщеные мини-намоточники? Ну и вообще совета, с какого формата(размеры) начать?

Самый подходящий и универсальный размер шпули - 220мм.  Вот пример шпуль и промышленных станков.
http://www.namotka.com/products/shpula_tab.php



Оффлайн xar

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5223
  • +16/-0
  • Ренат
  • Поблагодарили: +185
есть ли упрощщеные мини-намоточники?
самый упрощенный - шпулю в руки и поехал  ;)

 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
146 Ответов
83937 Просмотров
Последний ответ 06 Июня 2014, 20:44:17
от ursus
23 Ответов
16318 Просмотров
Последний ответ 21 Июля 2010, 12:57:17
от alexanderzas
243 Ответов
90859 Просмотров
Последний ответ 24 Ноября 2014, 18:11:37
от valve
153 Ответов
43813 Просмотров
Последний ответ 12 Апреля 2019, 12:42:15
от Profi
35 Ответов
1039 Просмотров
Последний ответ 27 Мая 2019, 16:03:38
от kkol