ДИВЕРСАНТ-2. Судный день :)
Как-то, общаясь с Юрием(Yooree), мы сошлись во мнении, что TDA7294, в своем обычном «даташитовском» включении, звучит, несколько, «как бревно»…:)
Создать обсуждение статьи на форуме
|
Автор: Roman_sp
|
Часть 1. О том, как заставить ИМС «звучать».
У меня долгое время трудился усилитель на не всеми любимой, но очень популярной микросхеме TDA7294 в «даташитовском» включении вкупе с темброблоком на LM1036. Этот тандем заменил стоявшие в усилителе «Романтика-222С» оконечники на КТ808 и регуляторы тембра/громкости К174УН10/К174УН12, звучание которых, ну…, сами знаете, какое. На тот момент новый вариант звуком меня полностью удовлетворил, но… Попалась мне как-то на глаза статья Аудиокиллера об усилителе на TDA7294 с регулируемым выходным сопротивлением по схеме ИТУНа. Не долго думая, я смакетировал подобное включение у своих оконечников. Убедился, что действительно, высокие «искристые», а низкие-ну, просто «больше не надо»:). Звук в такой схеме был уже явно интереснее, чем в «даташитовской». Не помню, какими путями, но попал я, наконец, на сайт Николая Лишманова, который Lincor. А там - статья про усилитель на TDA7294 с «бешеной обратной связью» - MF1 называется… С тех пор (уже года полтора) в «Романтике» у меня трудится оконечник именно по этой схеме. Есть в его звуке некая «изюминка»… Скорее, даже, пакет изюма:). Прочитать про MF1 можно здесь: http://lincor-lib.narod.ru/Amps2.htm. А вот и сама схема в моей «реализации»:
Рис.1-Схема усилителя мощности.
Здесь, суммой R1 и R2 определяется входное сопротивление схемы, R1 и С2 образуют ФНЧ для предотвращения попадания в тракт ВЧ-помех, С1- разделительный (проходной), препятствующий попаданию на вход усилителя постоянной составляющей с регулятора громкости Р1. R1-R5 в совокупности с R10 образуют цепь, комбинированной по току и напряжению, ООС. С5-R9, на всякий случай, образуют «противовозбудную» цепочку. С помощью кнопки с фиксацией S1 осуществляется управление режимом «St.b» микросхемы. Про управление включением/выключением микросхемы TDA7294 хорошо написано здесь: http://www.electroclub.info/invest/tda7294/invert_7293-4.htm.
Питание усилителя осуществляется по стандартной схеме:
Рис.2-Схема блока питания для усилителя мощности.
Часть 2. О том, что хорошим темброблоком «каши не испортишь».
В хорошем темброблоке должен стоять хороший операционник. Именно он определит «характер» звучания. Как следует из отзывов о проектах Prostor и Tale3U, качественный темброблок «заставляет» по-новому звучать такие, казалось бы, знакомые всем оконечники на микросхемах. Решил и я пойти на эксперимент и «сдобрить» MF1 темброблоком от Tale3U, посмотреть на который можно здесь: http://yooree.narod.ru/tale3u.html. Схема сего чуда выглядит так:
Рис.3-Схема темброблока.
ОУ можно использовать как LT1356, так и LT1362. Последний, как на мой слух, звучит даже чуть по-интереснее, но могу и ошибаться. Здесь, главное, учесть довольно заметный нагрев микросхемы LT1362, что, возможно, является следствием самовозбуждения. Поэтому, желательно убедиться в отсутствии генерации. Все элементы, расположенные на схеме ниже точек a,b,c припаиваются непосредственно на выводах переменных резисторов темброблока.
Питать его можно как «бюджетным» вариантом на двух стабилизаторах серии 7812-7912, так и от «оригинального» для Tale3U БП, запитывая его от БП усилителя мощности. Схема «бюджетного» варианта стабилизатора может выглядеть так:
Рис.3-Схема блока питания к темброблоку.
Эпилог
В данном проекте я попытался объединить две схемы, которые уже заслужили признание самодельщиков, благодаря своему узнаваемому и «симпатичному» звуку. У данного усилителя он очень «подвижный» и «живой», если такое можно сказать о звуке. Бас - «монументально-железобетонный» и проработанный, СЧ и ВЧ легки и детализированы. Весьма выразителен и прозрачен вокал. Колонки «играют» как бы «в пространство», а не «в себя». Знакомая, казалось бы, музыка, словно получила новое звучание. Так что мое очередное спасибо Юрию, Аудиокиллеру и Линкору за незримое, но весьма действенное участие в создании этого усилителя:)