Поиск

Опыт модернизации усилителя Kenwood KA-5010

Kenwood KA-7010

Летом 2010-го года передо мной стал вопрос о покупке либо сборке усилителя для себя. Судя по многочисленным противоречивым отзывам о недорогих новодельных фабричных усилителях, о них стоило забыть, а выбирать только из стареньких аппаратов и из DIY-проектов. Случайно набрел на объявление о продаже усилителя Kenwood KA-5010, о котором в голове отложился положительный отзыв одного компетентного человека. Подумав хорошенько, решил брать.

Создать обсуждение статьи на форуме

aleyer (www.diyaudio.ru)

Автор: aleyer

Пара дней – и усилитель у меня. Первое прослушивание показало, что усилитель таки неплохо играет, особо придраться, исходя из моего скромного опыта, было не к чему. Впрочем, меня несколько не впечатлила подача низкочастотного диапазона. Тогда же состоялось сравнительное прослушивание Кенвуда и усилителя, собранного на базе плат-китов от Vidalgo (на LM3886). Звучание оказалось похожим, единственное, в чем мой усилитель проиграл, - передача игры на саксофоне на одной песне, усилитель на LM3886 сыграл классно. Возможно, я бы и не стал ничего трогать, но оказалось, что в усилителе барахлит селектор входов, да и потенциометр регулятора громкости был несколько изношен. Поразмыслив, я решил все же внедрить в усилитель несколько “безобидных” улучшений.

Список запланированных действий по модернизации усилителя включал следующие пункты:

  1. Увеличение емкости основных конденсаторов в БП

  2. Замена барахлящего селектора входов на новый, на основе реле

  3. Замена изношенного потенциометра регулятора громкости на РГ на реле по схеме Алексея Никитина

  4. Замена разделительных электролитов (2,2мкФ на 50В) на полипропилен.

  5. Возможное увеличение тока покоя выходных транзисторов

К этом списку также впоследствии добавилась замена электролитических конденсаторов в обратной связи, это номер 6. Итак, идем по порядку.

 

1. Самое простое, что можно было сделать с усилителем, это добавить к его родным 2 банкам Elna for Audio на 10000мкФ х 63В еще парочку такой же емкости, так как усилителю от его старшего брата, Кенвуда KA-7010, досталась плата, на которой есть место и отверстия для установки четырех конденсаторов. Желание добавить еще пару конденсаторов обусловливалось, во-первых, тем, что я не мог проверить состояние родных, которым уже 22 года, во-вторых, тем, что я не был удовлетворен низкочастотным диапазоном, а в-третьих, тем, что родные 10000мкФ в плече усилителя — это не так и много. Внимательно изучив обратную сторону платы, обнаружил, что родные электролиты имеют 4 вывода, два из которых служат для дополнительной фиксации, а расстояние между основными двумя составляет 22,5мм. Поиск в интернете показал, что современные snap-in конденсаторы имеют расстояние между выводами в 10мм. Это было первое, что меня озадачило, поиск четырехлапых конденсаторов не увенчался успехом, разве что специально для меня по заказу немцы могли изготовить такие, но минимальный заказ — 100 штук. :) Вторая особенность поиска заключалась в том, что что новые конденсаторы должны были быть не хуже родных.

Емкости в БП Kenwood KA-7010

В результате выбор остановился на немецких конденсаторах FTcap (фирма также известная как Fischer & Tausche или F&T) серии SI. Установка новых электролитов была успешно произведена прямо в день получения, меньшее расстояние между выводами не стало большой проблемой, спасибо инженерам из Японии. В общем-то от этого этапа модернизации я ожидал кардинального изменения подачи НЧ-диапазона, но этого не произошло. Все осталось практически таким же, как и было, только в одной песне из прослушанных звучание поменялось существенным образом. Я не расстроился, ведь кондеры оказались не хуже родных, и взялся за следующий пункт.

2. Тут можно было пойти простым путем: выпаять родной переключатель, разобрать его, почистить, собрать и припаять обратно. Но после критического осмотра, переключатель показался мне ненадежным с точки зрения обеспечения качественного контакта, было принято решение его заменить. На новый? Я ничего похожего и близко не видел в продаже. Значит оставалось заменить его на что-то, сделанное своими руками. Был найден паспорт на усилитель, его схема, которую я, в части переключения входов, изучил. Оказалось, что функцию коммутации входов вместо родного 4-контактного переключателя на 6 положений может выполнять устройство, состоящее из 8 реле с 2 группами контактов, из которых 6 непосредственно переключают входы, а 2 оставшихся выполняют вспомогательные функции.

Селектор входов в Kenwood KA-7010

Накидал схему в Eagle, в нем же развел плату. На этой же плате расположил места для новых разделительных конденсаторов, так как они ну никак не могли влезть на место мелких электролитов. Параллельно с этим занимался РГ Никитина и блоком питания для этих двух новых устройств. Что касается блока питания, то это стабилизированный БП на двух LM317, для питания реле и микроконтроллера (об этом ниже). Плату БП сделал максимально компактной (использовал SMD диоды, резисторы и керамические конденсаторы, расположенные на нижней стороне платы), расположить ее решил возле основного трансформатора усилителя, там как раз было свободное место и два отверстия в шасси, которые пригодились для крепления платы БП.

Сервисный БП в Kenwood KA-7010

Переключатель селектора в Kenwood KA-7010

После установки на свои места плат БП и селектора входов на реле, а также установки нового переключателя на переднюю панель (для этого пришлось просверлить отверстие в корпусе) и первого запуска, меня ожидало разочарование. Появился сильный фон, который, впрочем, уменьшался, если я пальцами соединял земли усилителя и БП селектора. Не разобравшись до конца в этой проблеме, я занялся установкой нового регулятора громкости.

3. Желание попробовать на деле РГ Никитина возникло давно, тем более, что в усилителе на LM3886, с которым я сравнивал Кенвуд, стоял именно такой. Подробно о РГ Никитина я вскоре расскажу в отдельной статье. Что касается моего экземпляра, то при его разработке главным условием было то, что устройство должно поместиться в пространство, имеющееся между платой усилителя и передней панелью усилителя, в котором изначально помещался потенциометр РГ. Так что первым условием была максимальная компактность платы. Вторым условием было то, что для управления устройством предполагалось использовать родную ручку регулятора громкости, правда уже с другим потенциометром, также максимально компактным. Также, после недолгих размышлений, в список требований, предъявляемых увстройству, была добавлена возможность регулировки громкости с пульта ДУ.

Kenwood KA-7010

Kenwood KA-7010

После установки нового РГ стало очевидно, что родной потенциометр, оказывается, был с линейной зависимостью. :D А что касается главного — влияния установки нового РГ на звучание, сказать могу мало что, услышанная разница на обычном уровне громкости — на уровне ощущений и провалов в памяти, о причине этого я подробно расскажу в пункте 6. На малой же громкости релейный РГ оказался гораздо лучше родного потенциометра ALPS, тот портил звук при громкости ниже определенного уровня. Также с родным РГ переключение режима Direct Source разницы в звучании слышно не было, сейчас же она просто бросается в уши, при выключенном Direct Source, то есть когда сигнал проходит через темброблок, регулятор баланса и фильтр инфразвуковых частот, звук сильно беднеет.

4. С заменой разделительных конденсаторов все достаточно просто. Учитывая, что в источнике разделительный конденсатор отсутствует, то наличие в усилителе электролита в этой роли выглядит недоразумением. В качестве новых, была выбрана пара полипропиленовых Icel MPL 2,2мкФ х 160В, которые, по отзывам, являются чуть ли не самыми лучшими из доступных для этой роли. Новые кондеры гораздо больше родных электролитов Elna, тулить их на плату было бы сложно, да и выглядело бы это, мягко говоря, не очень.

Новые разделительные коднденсаторы в Kenwood KA-7010

Как уже сказал в пункте про селектор входов, они разместились на плате селектора входов, а с основной платой соединялись четырьмя проводками. Сначала для этой цели применил все тот же МГТФ, но оказалось, что они хорошо ловят наводки. Поэтому впоследствии они были заменены тонким коаксиалом, экраны со стороны платы селектора входов припаял к земляному полигону. Наводки пропали. Что касается звука, то услышал немало нового, хотя надо отдать должное, японские электролиты не так уж сильно портили звучание, как я ожидал. В частности тональный баланс не поменялся.

5. Увеличение тока покоя было опробовано еще до замены селектора входов, РГ и конденсаторов в сигнальных цепях. Тогда оно не дало на слух ровно никакого эффекта.

6. Всего на плате усилителя было 6 электролитических конденсаторов серии Elna for Audio, 2 из них — основные емкости БП, 2 — в обратной связи, еще 2, такие же, как и в ОС, 100мкФ х 6,3В, находятся рядом на плате. Раз японские инженеры поставили именно в этих местах схемы аудио ориентированные конденсаторы, напрашивается вывод, что во всей схеме именно они больше всего влияют на итоговое звучание. На практике так и оказалось. Для замены их была приобретена кучка Nichicon KZ (пары на 10, 100 и 220мкФ), Elna Silmic II (таких же номиналов) и неполярные Nichicon ES на 220мкФ. Все эти конденсаторы пробовались в различных комбинациях в качестве C7, C8, C45, C46. С родными Elna звучание я бы охарактеризовал как немного резковатое, при этом низких маловато, но детальность была хороша.

Замена электролитов в Kenwood KA-7010

Когда электролиты в ОС заменил с родных 100мкФ на Silmic 220мкФ (самые большие на фото), низкие прорезались, звучание стало мягче, но при этом значительно уменьшилась детальность, или скорее разборчивость нюансов, они остались, но их стало трудно различать. Когда я заменил РГ, в ОС стояли электролиты на 220мкФ, думаю, что по большей части именно из-за этого особой разницы после замены я не услышал. Как выяснилось позже, причиной этой проблемы был увеличенный ток покоя, после его уменьшения до заводского значения проблема исчезла. Где-то через месяц я обратил внимание, что усилитель играет лучше, чем раньше. Папа у меня даже поинтересовался, что я поменял, что усилитель стал играть лучше. А я ничего и не менял, видимо «прогрелись» эти конденсаторы.

Упомянутый во втором пункте фон был побежден путем соединения земель усилителя и БП селектора входов и РГ через резистор в 800ом.

 

Если сравнивать звучание усилителя до модернизации и после, то оно изменилось значительно. Даже не знаю, к чему придраться. К сожалению, так и не вышло собраться и сравнить мой усилитель с каким-либо еще. В общем, подводя итоги, по пунктам можно отметить следующее:

Добавление емкости в БП полезно, так как я сомневаюсь, что без этого получились бы полноценные мощные, при этом четкие, не гудящие низкие частоты. В то же время, сам по себе этот шаг может не дать желаемого эффекта.

  1. Добавление емкости в БП полезно, так как я сомневаюсь, что без этого получились бы полноценные мощные, при этом четкие, не гудящие низкие частоты. В то же время, сам по себе этот шаг может не дать желаемого эффекта.

  2. Заменить барахлящий переключатель селектора входов вполне возможно на самодельный, сделанный на основе реле, но при этом можно столкнуться с проблемой наводок от цепей питания реле на сигнальные цепи.

  3. Встроить в усилитель РГ Никитина, не портя при этом внешний вид, также возможно, как и добавление при этом функции управления при помощи пульта ДУ.

  4. Разделительные конденсаторы, если стоят электролиты, менять однозначно стоит, если акустика и источник позволят, разница будет очевидна, тем более, что такие конденсаторы, как Icel, вполне доступны.

  5. Увеличение тока покоя не всегда полезно. Кстати, бывший владелец Кенвуда купил себе усилитель Yamaha, в котором был установлен высокий ток покоя, но звучание ему все равно понравилось меньше.

  6. Замена конденсаторов в обратной связи существенно влияет на звучание усилителя, в случае, если изначально стоят достаточно качественные конденсаторы, разница вряд-ли поразит воображение, ну а замена посредственных, на мой взгляд, должна дать ощутимую прибавку в качестве.

Фото собранного усилителя. Как видно, внешний вид не изменился, даже не смотря на замену внутренних органов и добавления новых, как, например, приемника для пульта ДУ.

Kenwood KA-7010

Kenwood KA-7010

Kenwood KA-7010

Kenwood KA-7010

К статье прикрепляю:

проект CodeVision AVR (Скачать), исходник, найденный в интернете, из которого с адаптацией к другому МК был взят код декодера RC-5;

проекты плат в формате Eagle (Скачать)

принципиальную электрическую схему усилителя (Скачать)

 

Больше фотографий можно посмотреть ЗДЕСЬ

 


Обсудить статью на форуме

Опубликовано: 11.02.11 | Просмотров: 35976 | [ + ]   [ - ]   | Печать


© DiyAudio Team, 2010-2012
Все материалы ресурса защищены законом об авторском праве.
При публичном использовании, цитировании или копировании обязательна ссылка на наш ресурс
с указанием конкретного имени или ника автора материала.

Рейтинг@Mail.ru
radionet