Акустика > Наушники
Обзор AKG K712, AKG K240 Sextett, Fostex T50RP, T60RP, Sennheiser HD650, Meze 99
MetalHeart:
Большой обзор, сравнение и выбор наушников для прослушивания музыки
Итак, добрался я наконец до написания этого обзора-сравнения.
Пишу скорее для себя на память, для одноклубников если кому интересны одни из упомянутых наушников, ну и мало ли кто еще набредет в поисках сравнения..
Такой обширный и главное продолжительный опыт сравнения у меня был впервые, и я понял, что не зря на такое решился. А решился собственно на одновременный заказ 5 пар наушниов, потом к ним еще добавились 2 пары (но об этом позже). После 2 недель (а сейчас сроки возврата из-за эпидемии «ковида» продлили до 30 дней) можно вернуть товар. Конечно был риск что магазин вычтет за следы использования, но я был аккуратен ;)
Кандидаты искались на замену в свое время «нашумевшим» Philips sbc hp 890, у которых к сожалению старость взяла свое. (У них уже почти год назад сдох один динамик, поэтому сравнить с ними я могу только по памяти ну или только одно ухо :), что не имеет смысла)
Так вот, кандидаты выбирались в теме по советам товарищей, и после непродолжительного штудирования других форумов на предмет рекомендуемых наушников. В итоге выбор пал на:
- AKG K712 PRO (открытые)
- Sennheiser HD 650 («очень» открытые)
- Fostex T50 RP (полуоткрытые, изодинамические)
- Fostex T60 RP (полуоткрытые, изодинамические)
- Meze 99 Classic (закрытые)
- AKG K240 Sextett (полуоткрытые с пассивными радиаторами) - винтажные, выловил на ebay, приехали уже после сделанного выбора среди предыдущих кандидатов.
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
Теперь непосредственно перед самим сравнением в общем об опыте сравнения.
(Я не сильно опытный удифило-слухач-аналитик, хотя и музыкант, гитару настраиваю на слух. До этого одновременно сравнивал максимум по 2 пары АС/наушников/усилителей и не такое продолжительное время как в этом сравнении):
1. я понял, что выбирать и сравнивать наушники (по крайней мере близкие по качеству) послушав в магазине практически бесполезно. Разве что оценить качество сборки и отсеять явную не кондицию с кривыми АЧХ и призвуками. При первом прослушивании я вообще не уловил разницы между первыми подопытными. Кстати, сравнивал я всегда парами (по настроению), а не все по «кругу».
2. понял что слух не всегда улавливает разницу и неодинаково чувствителен. Причем это зависит скорее не от общей усталости или утомленности слуха, а скорее от эмоционального состояния и настроения. Иногда я хорошо улавливал разницу после бессонной ночи, придя домой после рабочего дня и уложив ребенка спать, а иногда не улавливал и после хорошего отдыха в воскресенье утром.
3. т.к. у меня есть измерительный микрофон (пусть и не специальный стенд) я все наушники перемерял вначале прослушивания и после прогонов шумом. Анализировал графики уже только после прослушиваний дабы не поддаваться влиянию измерений. А измерял просто: закрывал ладонью измеряемый наушник, а микрофон пропускал между средним и безымянным пальцем, оставшуюся щель между пальцами закрывал полотенцем. Измерял по несколько раз и усреднял результаты, которые +- совпали с графиками приводимых на спец. ресурсах.
4. понял что у каждых наушников из-за кривых равной громкости есть своя оптимальная/комфортная громкость прослушивания (при которой хватает, но нет избытка баса, хорошо слышны детали, но не режут слух).
5. сравнивал по заранее отобранным композициям с дисков Focal (1-9), а также хорошо мне знакомым Prime Test (1 и 2), ну и уже финальное и окончательное решение по своим любимым и знакомым Apocalyptica, Dream Theater, Dire Straits, Jacques Loussier Trio, Joe Satriani, Rage, Tool, Nightwish
СРАВНЕНИЕ. (Упорядочил по категориям/критериям оценки и потом по моделям)
Качество сборки, надежность конструкции, наличие посторонних призвуков:
AKG 712. Отличное качество сборки и качество пластика, никаких скрипов или призвуков от конструкции, абсолютно без нареканий. Чашки на каких-то шарнирах, свободно меняют угол при вращении их на 360 градусов. Единственный спорный пункт – оголовье притягивается к чашкам посредством тонких резинок в тканевой оболочке. Со временем они неизбежно растянутся. Как выяснилось такое решение AKG применяют еще с 70ых годов в тех же Сексеттах те же резинки. Они там уже высохли, но я их укоротил, и они хоть и стали дубоватыми, но все еще немного тянутся (но извольте, им около 40 лет!).
Sennheiser 650. Качественно, без скрипов. Но… Это самые дорогие наушники и выглядят… наверное только лучше Fostex T50… Пластиковые части покрашены какой-то глянцевой краской с вкраплениями «блестяшек» типа под «металлик», покраска хотя и качественная но в целом все выглядит совсем «непремиально». :d_know: Оголовье кстати, принимает приличные нагрузки на изгиб, т.к. нет прижимающей полоски из кожи как на других наушниках. Потом я вычитал, что краска на 600, 650ых со временем начинает облупливаться… Тут явный недочет и минус и какое-то своеобразное решение немцев… :d_know:
Fostex T50. Собранно качественно, пластик качественный, но выглядит попроще, чем допустим в AKG 712. Скрипов нет. Больше всего нареканий к материалу амбушюр и оголовья – уж сильно дешевенький и тонки кожзам. Есть у T50 и более существенный недостаток (но он экземплярный) - на некоторых экземплярах мембрана дребезжит на какой-то частоте от 40 до 200 Гц. Это не всегда слышно в миксе, поэтому эти наушники обязательно нужно прогонять синусом (желательно вручную, а не свипом)!!!
Fostex T60. Я не ожидал такой разницы в качестве с T50. Беря их в руки, да и просто при внешнем осмотре они выглядят и ощущаются на голову выше 50ых. Более толстые амбушюры, второе кожаное оголовье, «пружинное» внешнее оголовье обтянуто либо тонкой кожей, либо более качественным кожзамом и красиво прошито с торца строчкой. Ну про массивные деревянные чашки из махагони даже, наверное, и упоминать не стоит. Но и минус есть… Скрипят пластиковые кронштейны держащие чашки в оголовье (благо проблема легко решаема, но необходима полная разборка – об этом позже). Ну и тут тоже недоумение, как за такую немаленькую цену можно допускать такие (тем более легко поправимые) «ляпы»… :d_know:
Немного вызывает сомнение вход проводов от оголовья в чашки - провода хоть и в тканевой оплетке, но тонкие и входят без всяких вставок, есть шанс что быстро перетрутся. Есть у T60 и более существенный недостаток (но он экземплярный) - на некоторых экземплярах мембрана дребезжит на какой-то одной частоте от 40 до 200 Гц. Это не всегда слышно в миксе, поэтому эти наушники обязательно нужно прогонять синусом (желательно вручную, а не свипом)!!! В Т50 и T60 судя по всему применен один и тот же изодинамический драйвер, но они как-то селектируются: в T60 краской на драйвере проставлена синяя точка, в T50 - красная (или наоборот, может перепутал).
В общем первые T60 мне попались с одним дребезжащим ухом, услышал я это далеко не сразу и практически случайно (по-моему на сольной продолжительной ноте бас-гитары, потом прогнал генератором и убедился окончательно. Дребезг уходит при прижатии мембраны изнутри пальцем. Поэтому может и эта проблема нетрудно лечится, но я не стал экспериментировать с наушниками на гарантии, к тому же которые можно было и вернуть. Поэтому выписывал второй экземпляр, там проблема не обнаружилась.
Meze 99 Classic. Их внешний вид меня подкупил (я заказал с темным деревом под орех и матовыми серебряными «железяками», золотые на мой вкус выглядят слишком вычурно). Мезе афиширует что наушники собраны без пластика и клея. Так оно есть, и, пожалуй, это (не смотря на кажущуюся хрупкость и легкость) самая надежная конструкция – там просто нечему ломаться и скрипеть - пластика в нагруженных узлах нет. Несущественные нарекания: 1. дужки сделаны из тонких полосок стали и никак не демпфированы, при случайном ударе или прикосновении к ним чем-либо они звенят и звон этот передается в чашки (похоже на какой-то электронный колокол ;D), впрочем это случается нечасто; 2. Дерево чашек довольно мягкое и выглядит как-то искусственно и «вылизано», в интернете пишут что легко поцарапать даже при вставке миниджеков (я не проверял естественно). Ну и уже в конце, при упаковке назад заметил небольшую асимметрию дужек по радиусу - закралось сомнение, что сильно прижав или уронив эти наушники, дужки могут деформироваться и уже не будут иметь идеальный радиус, а идеально выправить может и не получиться. Не критично, но внешний вид пострадает.
AKG240 Sextett. Тут как бы не совсем справедливое сравнение, ибо наушникам около 40 лет…
Первое что бросается в глаза – они самые компактные и легкие из всех. При первом взгляде я не ждал от них серьезного звука. Качественный пластик, притягивающие резиночки высохли, но я смог их вытянуть и немного укоротить (в принципе такие резинки круглого сечения в тканевой оболочке продают, можно заменить). Кожзам амбушюр естественно задубел и жестковат, но нигде не потрескался. Стальные дужки круглого сечения одеты во что-то вроде кембрика/мягкий пластик. Оголовье что-то вроде резины/пвх, подвержено растрескиванию в тонких местах (на моих все нормально, но видел фото с порванными оголовьями, надо быть аккуратнее с этим) В общем ничего не скрипит, не болтается, а у с учетом что им столько лет, то качество сборки и материалов на 5. Конечно, новенькие АКГ или фостексы 60ые выглядят презентабельнее, премиальнее что ли..
Итак, по критерию качества, надежности, долговечности конструкции и сохранения презентабельности внешнего вида (в порядке убывания):
(AKG712, FostexT60) > AKG240 > (Meze99, Sennh HD650) > FostexT50
Различия на уровне нюансов, в целом по качеству исполнения наушники очень близки, но по материалам K712 и T60 явные лидеры.
Долгожданное продолжение - UPDATE 16.01.2021
Эргономика, посадка, комфорт
AKG K712. В меру мягкие амбушюры внутри видимо что-то типа «мемори-фоам» за счет чего они даже при относительно сладом прижатии к голове идеально прилегают к голове, герметично закрывая все щели. При снятии еще несколько минут сохраняют эту форму, кстати, это свойство не дает им сползать с головы. А это важно, т.к. прижатие слабое и за счет этого комфортное. Кожаное оголовье тоже достаточно мягкое, не начинает болеть макушка через какое-то время. В общем, не смотря на большие размеры ушей на голове их спустя пару минут совсем не ощущаешь и забываешь, что сидишь в наушниках. Из-за того что амбушюры обтянуты бархатом, и к тому же черным, к ним липнет пыль, но не так сильно и быстро как к Сенхам 650 или моим бывшим Филипсам. Амбошюры хотя и бархатные, но не сильно жаркие (наполнитель тоже по ощущениям сохраняет какую-то прохладу), хотя летом конечно будут жарче качественной кожи. Единственный «дискомфорт» (если это можно так называть) – позиционирование на голове: т.к. чашки большие (есть какое-то ощущение «раздетых ушей», особенно после других наушников), наушники можно по-разному сдвинуть относительно центра ушей, что слегка влияет на звук. Мне понравилось либо центральное положение, либо чуть-чуть сдвинутое вперед (так звук плотнее, а в центре – сцена объемнее). Так вот нужно себя приучить их сначала позиционировать, и немного прижать к голове, чтобы амбушюры сразу приняли форму.
Sennheiser HD 650 («очень» открытые)
У этих наушников самое плотное прижатие, даже чрезмерно (и это при моей довольно узкой форме головы). Мне даже показалось что такое плотное прижатие субъективно делает и звук более плотным (а может за счет лучшей герметичности), т.к. по измерениям низы у них должны быть очень похожи на AKG712, а при прослушивании его кажется чуть больше и плотнее.
Так вот не смог я свыкнуться с этим прижатием. В первые минуты мне даже понравилось что наушники сидят так плотно и меньше других болтаются на голове при активных движениях, сидишь в них как влитой. Думаю, из-за этого они больше конкурентов подойдут для улицы, к тому же профиль у них невысокий и чашки вытянуты по форме уха, не сильно громоздкие. Но если продолжительное время сидишь в них, ощущение давления не уходит и со временем кажется что голову сдавливают в тисках (особенно давят на косточки под висками). Из-за чего забыть о том, что сидишь в наушниках, увы, не выходит…
С другой стороны, ухо средних размеров в амбушюрах чувствует себя комфортно – не тесно (как в Meze) и не «раздето» (как в круглых амбушюрах 712), они идеально и сразу прилегают как нужно к голове и охватывают ухо. Сам «бублик» амбушюр тоньше чем у АКГ и жестче, он почти не проминается, и не так выраженно принимает форму головы, хотя тоже какое-то время сохраняет форму. Т.е. тоже что-то вроде мемори-фоам, только гораздо жестче.
Fostex T60. Мне очень понравился материал (по описаниям должна быть кожа) и угловатая форма амбушюр – как по дизайну, так и по эргономике. Они мягко прилегают к голове, но не сильно «просаживаются» за счет широкого профиля и большой площади прижимаемой поверхности. Думаю, японцы основательно поработали над амбушюрами что бы комфортно удерживать довольно тяжелые деревянные чашки на голове. Амбушюры их тонкой кожи, поэтому в них абсолютно не потеешь и в них не жарко даже при долгом сидении в них - это однозначно хороший вариант для жаркого лета. Материал естественно не так восприимчив к пыли и другим загрязнениям. Доплата разницы в цене к T50 очень даже оправдана, даже только ради амбушюр. Из-за веса про наушники не забываешь так как сидя в AKG 712, но сидят они ненавязчиво и не мешают.
Единственный минус – довольно толстая и жесткая форма оголовья, иногда натирает макушку. Может размягчится со временем, либо можно чем-то разместить и придать форму головы, чтобы прилегала равномернее (на моей голове давление получается именно на макушку, а по бокам прилегает слабее, т.е. надо придать более овальную вытянутую форму). Кстати, это второе оголовье из полоски кожи (его нет в T50) видимо не «фича», а вынужденная мера из-за тяжелых чашек.
Ах да, у обоих Фостексов не автоприжим, чашки нужно подстраивать вручную. Но один раз, конструкция креплений неплохая и настройка не сползает со временем. Мне надежность посадки на голове понравилась.
Fostex T50. Оголовье из стальной пластины в кожзаме (у T60 в коже), конструкция такая же как у T60, но без второго оголовья из полоски кожи (а оно там и не нужно, наушники легче). Само оголовье несколько комфортнее прилегает к голове чем T60. В общем некоторые плюсы в комфорте вытекают из-за того что чашки легче. Но амбушюры после T60 – полный провал и по форме (профиль низковат) и по размерам – они скорее не «over year», а „on ear», т.е. ложатся на ухо, а не охватывают его. Из-за этого меньше НЧ и меньше сцена. В общем при выборе T50 амбушюры менять первым делом (от T60 подойдут, т.к. пластиковая часть чашки у них одинаковая).
Вообще это очень прагматичные и максимально удешевленные наушники при сохраненном качества пластика чашек и конструкции оголовья (по хронологии T60 вышли позже, но именно T50 кажутся урезанной версией T50 – какие-то такие общие впечатления о них). Преимущество конечно есть – они легче, соответственно удобнее в обращении и в принципе их даже можно взять на улицу. Подытожу: T50 – это легкая и прагматичная рабочая лошадка для студий, которую в рабочем процессе не жалко швырять на пульт :), но амбушюры все же менять надо!
Meze 99. Много про них не напишу, т.к. ничего сильно выдающегося или сильно отвратительного. Мое среднее ухо на удивление впритык, но хорошо влезло в амбушюр. Иногда, особенно если заострять внимание, конечно чувствуется что ухо касается амбушюр, но не сильно напрягает. Кожзам мягкий, на ощупь приятный, но при долгом сидении начинает прилипать, жарковато в них будет летом. Наверное, в т.ч. и из-за малого объема чашек и закрытой непроветриваемой конструкции – внутри мало воздуха.
Понравилась средняя сила прижатия – не давят, но и не сползают. И само оголовье прилегает комфортно, нигде не давит. Можно брать и на улицу (к тому же они закрытые), но тут как бы противоречат звенящие стальные дуги – все звуки и касания по ним хорошо передаются на чашки.
AKG K240 Sextett. Наверное, несколько несправедливо сравнивать 30-40 летние наушники еще с родными амбушюрами. Кожзам родных амбушюр задубел и не такой эластичный (хотя и нигде не потрескался (!) и даже при стягивании/одевании амбушюр не лопнула окантовка), поролон внутри просел, но не рассыпался. Сами чашки закрыты только пластиковой сеткой, а не натянутой тканью, как в современных наушниках. Из-за всего этого эти сетки касаются ушей и слегка давят на них. Со временем привыкаешь, но забыть о наушниках на голове не получается. Проблема, судя по интернету распространенная и конечно решаемая (замена наполнителя, размягчение родного кожзама, либо покупка новых амбушюр для современных K240). Остается экспериментировать насколько решения влияют на звук. Хотя, подозреваю, что такой низкий профиль был изначально, а удаление от ушей более высокими амбушюрами может уменьшить НЧ.
Прилегающие к голове оголовье – мягкий эластичный и довольно тонкая лента из какого-то полимера. Из-за своей мягкости хорошо принимает форму головы и не давит. Так же, как и сила прижатия оптимальная. Отдельно стоит выделить их легкость (как по весу, так и на вид) и низкий профиль (меньше всех выступают за контуры головы), хотя и компактными их уже на назовешь.
Как итог, по удобству и комфорту расположу наушники в такой ряд (но это в стоке без доработок и без скидок на возраст для K240):
- K712 > T60 > (HD 650, Meze 99, K240 Sextett) > T50
Звук
Ну и наконец, к самому главному, но далеко не единственному. Ибо минимальные, и порой, еле уловимые различия в звучании могут быть легко перекрыты личными эмоциями (то как восприятие дизайна) или качеством сборки, удобством посадки и т.д. и т.п.
Это я к чему… После первого прослушивания всех наушников в разной последовательности (при этом я усердно концентрировался только на звуке) у меня не возникло неприязни или моментального желания отправить их обратно в магазин к каким-то наушникам из этой выборки. Все выдают достойный звук, но со своими нюансами. Эти нюансы, в целом можно уравнять эквалайзером (пожалуй, за исключением Fostex T50/T60, к ним только эквалайзером не приблизиться). Теперь подробнее по моделям.
Слушал и сравнивал на:
- EMU 0404 USB + встроенный УМ для наушников
- 0404USB + Astream Headamp по схеме yooree
- ifi Nano iDSD (не Black Lable, а старая модель в серебристой коробочке)
- (Так же немного на ASUS Xonar и Topping TP41)
Различия в ушах хотя и не такие разительные, между источниками/усилителями они еще меньше. И каждые уши сохраняли свое характерное звучание на любой связке. Вот со слабым источником вроде телефона выглядело бы иначе.
(Сейчас слушаю почти только на Audio-GD 11.28 (ЦАП и транзисторный усь) и к другому пока не тянет)
AKG K712.
- Общее восприятие и АЧХ. НЧ – у этих наушников отыгрывается (по диапазону и по читаемости), пожалуй, ниже всех (из-за чего на некоторых записях можно поймать эффект «вау!»). Но избытка баса (по уровню) нет, на некоторых композициях хочется даже немного больше (хотя понимаю, что восприятие СЧ от этого неизбежно пострадает). СЧ – хорошая детализация, не «кричат». ВЧ – не режут слух, но в то же время высокая детализация. Забегая вперед, скажу, что по звучанию это самые сбалансированные по звучанию уши.
- Сцена. Широкая и самая пространственное разборчивая сцена (видимо благодаря большим амбушюрам). И это максимально приближает их звучание к комнатной акустике.
- Мое личное заключение. В совокупности, передача сцены и сбалансированная АЧХ определили мой выбор в пользу этих ушей. Они самые универсальные по АЧХ (в данном сравнении) и всеядные в отношении жанров со сценой, приближенной к звучанию АС в помещении.
Sennheiser HD 650
- Общее восприятие и АЧХ.
НЧ – очень близки по диапазону и читаемости AKG 712. Но диапазон вроде бы уходит не так далеко вниз (это слышно очень редко и на единичных композициях), но уровень его вроде бы чуть выше. Уровень НЧ идеален для муз. жанров где важен драйв и «кач» (рок, метал).
СЧ – хорошая детализация, особенно вокала, вокал в них звучит чуть ярче (повторюсь, разница в еле уловимых нюансах!!!). Обратная сторона этой «медали» - СЧ более крикливые. Это подозрение подтвердилось и при прослушивании отдельно средней полосы частот (при одинаковом звуковом давлении), СЧ звучат существенно громче, хотя в миксе это почти невозможно уловить. Наверное, это и есть причина того что HD650 иногда винят в пластмассовом звучании.
ВЧ – не режут слух, но в то же время высокая детализация. И как мне показалось, есть тенденция к чрезмерной детальности и как следствие к «назойливости», утомляемости.
- Сцена. Довольно широкая и разборчивая, но заметно меньше чем у AKG 712. Т.к. амбушюры довольно «тесные», достигнуто это видимо, благодаря их максимальной открытости (мембраны буквально просвечиваются насквозь). Звучат они как будто прямо внутри головы, но и сцена при этом не теряется совсем.
- Мое личное заключение. Парадокс, хотя по измерениям и подтвердилось что уровень НЧ у HD 650 практически идентичен с AKG 712 (заметное >3dB различие видно лишь ниже 35Гц), но звучат они заметно плотнее и «драйвовее». Поигравшись с эквалайзером, я понял, что это частично заслуга и в отсутствии провала на СЧ (т.е. приближая эквалайзером СЧ к AKG 712 они становятся ближе и по плотности звучания). Если слушать только рок/металл и не так важна сцена, то из-за плотности я бы скорее предпочел HD650, чем AKG 712. Благодаря плотному звучанию, отсутствию «ямы» на СЧ и более задранным самым ВЧ (>14 кГц) оптимальный уровень прослушивания HD 650 несколько ниже, чем AKG 712. Но сильно тихо их не послушаешь, если вокруг в помещении есть другие шумы или кто-то разговаривает («сильно открытые»!).
Fostex T60
- Общее восприятие и АЧХ.
НЧ – не так низко по диапазону, и чуть меньше по уровню чем у AKG 712, с хорошей детальностью. Т.е. ничего выдающегося, но в то же время в норме и уж точно лучше большинства АС в наших жилищах.
СЧ – отличная детальность, но не утомляют и не режут слух. В целом похоже на AKG 712. Но в области верхних СЧ, особенно на струнных инструментах есть эффект «вау!» Не знаю, чем его объяснить, но отчетливей слышная атака. (Этот характерный «щелчек» перед собственно звучанием самой струны. Кто играл на гитаре может поймет, о чем я..). Так же это слышно на рабочем барабане, на духовых. Реже на голосе, и можно даже подумать, что это сибилянты, но нет, не они это. Эффект ли это изодинамических драйверов?
ВЧ – много не cкажу, схоже с AKG 712, разницы не замечаю.
Сцена. Где-то близко к HD 650, инструменты хорошо локализуются. Но нет ощущения «пространства» как в AKG 712.
- Мое личное заключение. Вот эта «супер»-детальность в области верхних CЧ и акцентированная атака струнных инструментов меня покорили и заставили оставить эти уши у себя в дополнение к AKG. По измерениям АЧХ они очень близки с AKG, поэтому, наверное, эта особенность звучания следствие изодинамической конструкции и скорости драйверов. Плюс эти наушники полузакрытые и чуть лучше слушаются в шумной обстановке, хотя конечно абсолютно внешние шумы не глушат.
Fostex T50
- Общее восприятие и АЧХ + cцена.
Много писать не буду, т.к. очень близко к T60. Отличия – заметно меньше НЧ и ширины сцены. Т.к. сами драйверы одинаковые, то видимо это следствие меньших амбушюр (лежат на ушах, а не охватывают) и их и объема. Уж как влияет дерево чашек в T60, не могу сказать. Вроде T60 хуже глушат окружающие шумы.
Meze 99 Classic
- Общее восприятие и АЧХ + cцена.
НЧ – первое что бросается в глаза/уши в этих наушниках. Их больше, они отыгрываются ниже, они громче. Но чудес не бывает, и видимо, из-за этого они более размытые, хуже читаются и менее детализованы. Из-за выдающихся и несколько избыточных НЧ и закрытой конструкции на некоторых (басовитых) записях иногда возникало неприятное ощущение компрессии/декомпрессии в ушах, как-будто вантузом в уши…
CЧ – в целом не провалены, но их читаемость давится несколько избыточными НЧ.
ВЧ – то же самое. Они есть. Но их меньше и ничего выдающегося. В целом эти наушники можно назвать почти «темными» (много НЧ, меньше ВЧ).
Сцена. Как бы тут сказать по-мягче.. :) Она есть, но очень узкая «скукоженная». Все-таки это закрытые наушники с малым объемом чашек и амбушюр.
- Мое личное заключение. У Meze 99 плотное звучание, узкая сцена, немного выпяченный бас от которого есть эффект «вау!». Оборотная сторона «медали» - баса очень часто слишком много и есть тенденция к бубнению (особенно на музыке с изначально высоким уровнем НЧ – рок/метал, электронщина). Если не брезгуете – это лечится эквалайзером. И это лечится… уровнем громкости – у этих ушей возможна самая низкая комфортная громкость прослушивания и слушать можно на супер-малой громкости ночью в постели, не тревожа при этом соседа/соседку ;). Т.е. засчет кривых равной громкости, баса в самый раз на малых мощностях, СЧ более читаемы, но все-равно не сравнимы по детализации (придирки на уровне нюансов!) с AKG, Сенхами и тем более Fostex. Хорошо на них слушается классика, особенно старая, где не так много НЧ изначально + иногда возникает эффект «вау» в тех редких моментах, когда звучит большой барабан (в классике). Они менее требовательны к источнику - заиграют и закачают, наверное, даже почти с любым телефоном. Так же как и лучше всего подойдут в качестве наушников в дорогу из-за хорошей изоляции внешних шумов.
AKG K240 Sextett (MP выпуск)
(Небольшое примечание. Их я уже напрямую сравнивал только с оставшимися у меня AKG 712 и Fostex T60, после «большого теста-сравнения». Их прямой «конкурент» по характеру звучания – именно 712ые.)
- Общее восприятие и АЧХ + cцена.
НЧ – хороший, читаемый бас, его даже немного больше чем у AKG 712 и по плотности звучания они похожи с HD 650 (на момент прослушивания Секстеттов у меня их уже не было). По качеству НЧ обходят 712.
СЧ – хорошо читаемые, очень натуральные и детальные СЧ. Детализация, пожалуй, чуть меньше чем у 712ых, но достаточная – это не минус, а приятная особенность.
ВЧ – они мягче и менее яркое, чем в 712. Если сравнивать напрямую, то в нет так называемого «бриллианса», но звучат они в то же время ясно. В целом при долгом бытовом и неаналитичном прослушивании это в основном плюс (сильно зависит и от мастеринга записи).
Сцена. Меньше чем у 712ых и примерно такая же как у Сеннхов HD 650, но при этом нет ощущения что звук издается прямо где-то внутри головы.
- Мое личное заключение. Секстетты – наушники с очень натуральным звучанием, не с таким детально-аналитичным как у 712 особенно в области ВЧ, но с немного более плотным и басовитым, более мягким и неутомляющим. Их просто приятно слушать. Они звучат «лампово», т.е. на лампе я бы их слушать не стал (иначе получится лампа ламповая :) ). И они, видимо, хорошо смогут сгладить резкое звучание многих современных ЦАПов и цифровых усилителей.
Здесь не будет рейтинга. Каждому применению/ жанру/ человеку свое:
- Мезе ("фишка" подходят для очень тихого прослушивания"), в иных случаях однозначно не мое;
- Сеннхи ("фишка" плотность звучания, хорошая детальность на верхах), для тяжелых стилей предпочел бы именно их (но не для долгого расслабленного прослушивания); - наиболее универсальны AKG К712 ("фишка" качественный невыпирающий нижний бас и сцена, ближе всех к звучанию АС) и Fostex T60 ("фишка" вкусная атака струнных и барабанов);
- Fostex T50 (та же "фишка", но уже сцена и меньше НЧ) - хороший звук за малый бюджет, замена амбушюр очень желательна;
- AKG240 Sextett ("фишка" мягкий звук с "вуалью" и вкусная подача НЧ) - хороши для расслабленного и долгого неутомительного прослушивания с "цифры" и "камня" современного мастеринга с часто задранными и режущими ВЧ.
Интересный бонус - Измерения
В общем-то все графики можно найти в интернете на специализированных сайтах для наушников. Но как говорится, «доверяй, но проверяй», да самому было интересно что получится.
Инструменты: EMU-0404USB, мик. dayton audio EMM-6 (с индивидуальной калибровкой)
Методика «на коленке», но честно говоря, я удивился результатам, вполне сравнимых с измерениями, на специализированных стендах, которые имитируют голову человека. Да, в деталях может есть различия и прошлось бы делать меньше измерений.
В общем, измерял левую и правую чашки по-очереди, микрофон вставлял между средним и безымянным пальцем (т.е. как бы «сквозь ладонь»), следил за тем что бы кончик микрофона примерно одинаково и минимально выступал за пределы ладони. Ладонь прикладывал к чашке с легким естественным надавливанием, так что бы закрыть все щели и неплотности. Позади ладони с микрофоном еще дополнительно уплотнял махровым полотенцем что бы исключить «свищи».
Результаты получались вполне воспроизводимыми от измерения к измерению. Самые сильные отклонения были при образовании щелей, но это где-то 1 измерение из 5. И так измерял левую и правую чашку наушников по три раза (причем попеременно), результаты на графиках – усредненные измерения.
Тут графики. Сначала все вместе (для более легкого восприятия я выделил по одной АЧХ для каждого наушника желтым).
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
В дополнение сравнение выбранных моделей.
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
Анализ измерений.
Повторюсь, как уже писал в части по звуку, я сначала несколько часов или даже дней только слушал наушники и пытался делать заключения и представить АЧХ в голове, измерения проводил уже после субъективных выводов. Начну:
AKG K712. АЧХ по ровности очень близка к HD650, почти такая же ровная, но не совсем. За исключением: НЧ уходят дальше вниз (и вообще дальше всех ушей вниз, но на НЧ нет горба как у Meze), есть провал в районе 4кГц и после 12кГц плавный спад (то как мы слышим АС на расстоянии) – у HD650 там подъем и только после 16кГц спад.
Кстати, для справки: спад на 4кГц во многих ушах делается намеренно, т.к. этот диапазон в среднем соответствует наибольшей чувствительности человеческого уха, спад после 12-14кГц тоже делают чтобы сделать звучание не таким резким и приблизить к звучанию АС, да и в природе/повседневной жизни нет ситуаций с наличием высокочастотных звуков прямо у уха.
Sennheiser HD 650. Самая ровная и даже удивительно ровная АЧХ, как-будто нарисованная. Такое впечатление что эти наушники создавались для измерений :) Их очень удобно корректировать эквалайзером под свой слух и симулировать АЧХ (например, других наушников). (С помощью HD650 я даже попытался измерить и нарисовать АЧХ своих ушей (но это другая тема).) Это единственные наушники, у которых нет провала в районе 4 кГц, на слух это не бросается. Хотя, может показаться что делает звучание несколько крикливым и каким-то синтетическим (совсем немного). Это подтвердилось при прослушивании музыки именно с выбранным диапазоном частот 2-6кГц и сравнении с другими ушами и это естественно (разница в 12 дБ), но в миксе это не так явно выражено и даже трудно уловимо.
Не смотря на то что НЧ по измерениям в них несколько меньше чем у AKG К712, басовый диапазон воспринимается на слух немного плотнее и драйвовее, его кажется чуть больше (я так и не разгадал этот парадокс, предполагаю – это совместное влияние больших чашек и большой панорамы в AKG712 и сильного прижатия к голове и плотного охвата уха в HD650).
И у единственных наушников подъем после 12кГц (это скорее нужно для работы со звуком, чем для прослушивания, скорее будет утомлять). Причем не сказать что эта особенность добавляет им какой-то «кристальности», резкости или детальности.
Fostex T60 RP и T50 RP. Опишу вместе, т.к. очень похоже. Капсюли одинаковые, различие дают по большей части амбушюры (немного прибавки по низам) и деревянные чашки (предполагаю, что из-за этого меньше горбов а АЧХ в районе 3-8кГц из-за отсутствия резонансов пластика).
Провал на 4кГц меньше, но шире (как фильтра малого порядка по сравнению с AKG К712).
Стоит отметить подъем на 10кГц (примерно 5дБ) – это то «волшебство» что я услышал на струнных и больше детальности. Может кому-то покажется что они «цикают», но на мой слух - это НЕ неприятные сибилянты и звучат очень даже вкусно, со своей изюминкой и не излишней детальностью.
Кстати, я ожидал (может заблуждался) увидеть у изодинамики избыток/ подъем самых ВЧ, но нет, все в среднем как и у других (у HD650 даже больше чем у других).
Meze 99. Сразу же бросается в глаза причина избытка не очень деталиированных НЧ, замеченного и на слух. Да, он уходит ниже всех (и ниже AKG К712), но происходит это засчет горба в районе 100…40Гц.
В целом АЧХ кривовата, но без резких провалов/подъемов. Провал на 4кГц такой же по уровню, но уже, чем у АКГ. Скорость спада АЧХ тоже почти такая же.
AKG K240 Sextett. За 40 лет мало что изменилось :), довольно ровная АЧХ с характерным провалом на 4гКц. Да, НЧ у них меньше, но звучат они (как уже писал) как-то вкуснее. Ну и главное отличие – уже после 10-11кГц уровень ВЧ примерно на 5дБ меньше чем у AKG 712 и всех современных наушников из сравнения, а после 14кГц резкий спад ВЧ.
Но это как посмотреть на вещи… ведь можно выровнять и так ;)
(Извините, но у Вас нет доступа в Галерею)
В качестве финального итога:
Что бы еще раз обозначить величину разницы между кандидатами. T50 и Meze 99 я отсеил практически сразу и без метаний. Выбор между K712, HD650 и T60 был гораздо сложнее, т.к. их уровень (в комплексе) очень близок. Из этой тройки T60 выделялись больше всего подачей средней/верхней середины и атакой в этом диапазоне и конечно материалами чашек, оголовья, амбушюр. Между K712 и HD650 выбрать было еще сложней... тут в моем случае решающую роль сыграли сцена и оптика.
Злой:
Денис еще про источники и особенно усилители тоже упомяни, а так :v: :v: :v:, сенхи 650 я бы хотел послушать.
323f:
Как только границу откроют, поеду в Германию и устрою Денису тёмную.
MetalHeart:
:laugh:
Про обещание помню, вот опять пропал в делах, не доберусь до писанины...
На днях, надеюсь продолжить и закончить :yes:
323f:
Ходят слухи, что в ноябре границу с Финкой откроют...
Надо, всё-таки, проехаться до неметчины, очень хочется Дениса побить.
Навигация
Перейти к полной версии