Александр, боковой грузик нужен именно для этого "латерального баланса". Центр массы всего тонарма не совпадает с трубкой тонарма. Поэтому, если тонарм стоит не на точно горизонтальной поверхности, появляется боковая сила, стремящаяся его повернуть. Для лучшего понимания представь, что тонарм задран вертикально вверх.
У прямых тонармов, если конечно головка установлена так, что ее центр массы точно совпадает с продольной осью тонарма, эта сила не возникает.
У кривых тонармов по-разному. У S-образных тонармов масса той части изгиба трубки которая справа, если смотреть спереди, в некоторой степени компенсирует массу смещенного шелла с головкой влево. Но обычно не до конца и там тоже либо грузики дополнительные используются, либо хвостовик противовеса делают со смещением. А бывает и то и другое.
У J-образных тонармов сбалансировать можно только грузиком и смещением хвостовика противовеса. Поскольку вес шелла с головкой бывает разный, грузик латерального баланса и делают с регулируемым смещением. Конкретно в SME-подобных тонармах латеральная балансировка совмещена с регулятором прижимной силы.
Но у тонармов с ножевыми опорами у этого грузика есть еще одно немаловажное назначение. При правильном латеральном балансе автоматически устанавливается одинаковая нагрузка ножей подвески. Иначе один из них, менее загруженный более склонен к дребезгу. У тонармов с ножевой опорой есть даже простая настройка равномерности нагрузки ножей, и собственно того же латерального баланса. С помощью какой-нибудь горизонтальной "палочки" подсунутой между поворотным узлом и противовесом, слегка приподнимают трубку тонарма и балансировкой добиваются того, чтобы при отрыве ножей от опор тонарм не перекашивало с боку на бок вдоль оси.
Можно еще воспользоваться способом который приводится в описаних вертушек с другими тонармами. На выставленной по горизонту вертушке балансируют тонарм противовесом, а потом приподнимают переднюю или заднюю часть вертушки. Если тонарм не поехал влево или вправо, латеральный баланс правильный.
Собственно говоря для идеально горизонтальной вертушки этот баланс вроде как и не нужен. Но он на самом деле нужен именно для одинаковой нагрузки подшипников горизонтальной оси тонарма, хоть ножевых, хоть шариковых.