Автор Тема: Простейший оптокомпрессор на операционнике  (Прочитано 3371 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nova_PA

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 187
  • Репутация: 2
  • Виктор, Калининград
  • Поблагодарили: +13
    • Блог
Предисловие:
Поместил эту тему в "предусилители", а не в "обработку" потому, что схема супер-простая, и до полноценного компрессора не дотягивает. Аж в 2017 году (8 лет назад, трудно поверить!) в разработал эту схемку. Ну - как сказать разработал - за её основу была взяла известная и популярная структура "оптического комрессора" на операционном усилителе и фоторезисторе.
По-сути тогда я разработал конструкцию, основным отличием которой было использование транзисторного буфера и сверхъяркого светодиода - для большего "влияния" на фоторезистор. И вот, спустя 8 лет я наконец её собрал, запустил  и - она сразу заработала!

[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]
Схема очень проста. Используется двойной операционный усилитель: это может быть и TL072 и NE5532 и что  угодно с такой цоколёвкой.
Первый операционный усилитель является управляемым. В цепь его обратной связи вставлен фоторезистор VR1. Его сопротивление тем меньше, чем ярче на него светит свет. Последовательно с ним установлен потенциометр R7, который мы будем выводить на переднюю панель, который будет определять "компрессию": в положении с большим сопротивлением усиление операционника будет максимальным. В положении потонциометра R7 с сопротивлением =0,  усиление операционника будет полностью зависеть от амплитуды сигнала.
Подстроечный резистор R5 можно не устанавливать (поэтому он обозначен синим), однако, можно установить, чтобы ограничивать максимальное усиление.
Кстати, также вы видите обозначенными синим цветом диоды на входе - их наличие тоже не обязательно, они скорее имеют защитную функцию, от перегрузки чересчур сильным сигналом.
Второй операционный усилитель уже усиливает сигнал для светодиода. После него стоит буфер на комплементарной паре транзисторов (это нужно для того, чтобы можно было использовать сверхъяркий светодиод), после - диодный мостик.
Вы, наверное, обратили внимание, что транзисторы включены без смещения, т.е. в чистом классе Б. Это так задумано. В отличие от выходного каскада усилителя, где такое включение привело бы к искажению на малых амплитудах, здесь это задаёт порог -  т.е. до достижения определённой амплитуды (=0,6В падение на PN переходе транзистора + 0,6В на падении на диодном мостике, итого 1,2В) компрессор не будет "вмешиваться" в сигнал.
После диодного мостика есть один сглаживающий конденсатор на 1мкФ. Цепи плавное регулировки времени отпускания нет, но есть подключаемый дополнительный конденсатор на 10мкФ.
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]
Пара слов о конструкции оптопары. Она довольно простая. Берём кусочек кембрика (теормоусадки), в одну сторону вставляем сверхъяркий светодиод, в другую сторону - фоторезистор. Заливаем клеем. И готово.
На плате для этого определено место.
Трубка обязательна, иначе окружающий свет будет влиять!
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ] [ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]

и добавил...
Итак, коллеги! Я сделал тест. Взял несколько "сырых" записей вокала (без обработки). Подключил всё как ниже: подал с плейера на вход компрессора.
Один канал звуковухи подключил на выход плейера/вход компрессора - получил "сырой" сигнал
Другой канал звуковухи подключил к выходу компрессора - получил "обработанный" сигнал.
« Последнее редактирование: 08 Марта 2025, 15:43:52 от Nova_PA »

Оффлайн Viktor D

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 4937
  • Репутация: 30
  • Виктор
  • Поблагодарили: +2587
У меня вопрос - а где применяется такое устройство?

Оффлайн Nova_PA

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 187
  • Репутация: 2
  • Виктор, Калининград
  • Поблагодарили: +13
    • Блог
В звукозаписи (сейчас уже аналоговые редко), можно сделать педаль для бас-гитары, например.

Оффлайн drummer

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 4541
  • Репутация: 41
  • Сергей, Казань
  • Поблагодарили: +6292
Знакомые басисты практически не применяли примочек, хотя я их паял лет пятнадцать. Бустер для школьного Урала спаял в 9м классе. А последующие знакомые Орфеи с Ибанезами не требовали приставок.
Подавитель обратной акустической связи для микрофонов на сдвиге частот был полезен. Спаял из двух флэнжеров. Аналоговых. А первым цифровиком был ревер. Опыта ремонта цифры не было. Тупо поменял все микросхемы цифровой части. Их там больше десяти штук было на двухсторонней плате размером с пачку сигарет. Был романтизьм, закуска...

Оффлайн kotofey

  • Администрация
  • *****
  • Сообщений: 2665
  • Репутация: 20
  • Санкт-Петербург
  • Поблагодарили: +396
+1
Ну, сейчас подход к басу вообще кардинально поменялся. Если раньше что-то там пумкает, то и норм, то сейчас норма разделить сигнал на 3 петли, две из них по-разному перегрузить и добавить эффектов и потом это все еще через кроссовер/эквалайзеры смешать. Так что чем больше девайсов доступно - тем лучше.

Оффлайн Nova_PA

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 187
  • Репутация: 2
  • Виктор, Калининград
  • Поблагодарили: +13
    • Блог
+1
как-то странно отсутствие интереса к схеме
на зарубежном форуме уже 3 страницы обсуждения, все излишки плат продал в Европу

Оффлайн kotofey

  • Администрация
  • *****
  • Сообщений: 2665
  • Репутация: 20
  • Санкт-Петербург
  • Поблагодарили: +396
0
Nova_PA, у нас, я бы сказал, некоторая "великая депрессия" в мире звукового оборудования и остального, энтузиастов сборки после выхода жирных vst в т.ч. на импульсах и процессоров с теми же импульсами стало сильно меньше.
Ну и чего скрывать, у нас музыкантов на форуме мало(((

 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
53 Ответов
57754 Просмотров
Последний ответ 02 Февраля 2013, 17:44:35
от alexanderzas