Здравствуйте все!
Наконец-то закончил вялотекущий процесс модернизации уникальных акустических систем...S-90. Ну, наверное, только ленивый из ленивых их не хаял и не критиковал. Но не смотря на все справедливые замечания и порицания, разбросанные по всему Инету, так и не прекращаются потуги рукодельщиков облагородить эту легендарную акустику. Попавшись на сию неоригинальную приманку, решил внести и свою скромную лепту.
Ранее долгое время использовал активную акустику S-70, постоянно ее модернизируя, заменяя СЧ и ВЧ-динамики, экспериментировал с фильтрами, менял сдохшие советские электролиты, регуляторы, гнезда и многое что еще. В этих девайсах меня больше всего вдохновлял оригинальный способ расширения частотного диапазона в НЧ-области: на входе Т-фильтр, поднимающий низкие частоты до 100 Гц, и электромеханическая обратная связь, реализуемая при помощи пьезодатчика, установленного непосредственно на диффузоре НЧ-динамика. По поводу ЭМОС существует очень много публикаций как советских, так и современных разработчиков (не буду перечислять, чтобы не обойти никого вниманием). Если коротко и без строгих теоретических выкладок, то это охватывание отрицательной обратной связью такой "непредсказуемый" элемент звуковоспроизведения, как НЧ-головка, с возможностью изменять график АЧХ и уменьшить нелинейные искажения в этой области.
...И вот достались как-то по случаю старенькие S-90, динамики дохлые, но корпуса ничего. А надо сказать, что к этому времени у меня вовсю трудились бумажные широкополосники Визатоны в ФИ-корпусах, подключенные к известному РР-усилителю на 6П36С. Но своих старых «активных» друзей как-то жалко было списывать, тем более, что я познакомился с хорошим мастером по изготовлению динамиков (Svjatoslav), который основательно модернизировал СЧ и ВЧ-головки. И вот пришло решение встроить в корпуса S-90 электронику от S-70 с сохранением оригинального способа организации ЭМОС. Все-таки не давали покоя сомнения, что не может достойно проявить себя НЧ-динамик в малюсеньком объеме, забитом платами, трансформатором, фильтрами и другими жизненно важными элементами.
Вначале я удалил фазоинвертор, отверстие заклеил и зашпатлевал, в верхней части сзади вырезал проем для установки панели с усилителем и остальной электроникой (как в S-70), между НЧ и СЧ головками установил сплошную перегородку из 12-мм фанеры, обеспечив НЧ-динамику закрытый ящик со всеми удобствами (вибро- и звукопоглощение). Усилитель УНЧ 50-8 решено было слишком кардинально не перепахивать, заменены все электролиты (+ шунтированы бумажными), питающие и выходные проводники (припаяны непосредственно к плате), удален предварительный усилитель с индикаторами, изготовлен дополнительный каскад для усиления и регулировки сигнала ЭМОС. В качестве включателя применен керамический ПГК, установленный на месте штатного в S-90 3-х ступенчатого регулятора СЧ, регулятор громкости-на переменнике ППБ на месте регулятора ВЧ. Фильтра кроссовера 2-го порядка, ВЧ-3-го порядка, рассчитаны с помощью JBL SpeakerShop, в СЧ-фильтре включен добавочный резистор для создания «смайлика» (выражение Александра Бокарева, характеризующее форму АЧХ с небольшим провалом в середине для более приятного звучания).
Отделка поверхности достаточно тривиальна: передняя панель покрыта несколькими слоями антигравия и матовой краской, бока просто обклеены оракалом.
Настройка ЭМОС производилась на розовом шуме, микрофон был размещен в непосредственной близости к НЧ-головке. Подстроечным резистором выставил необходимое усиление, при котором АЧХ изменилась до приемлемого вида. Затем снята полная АЧХ (просто в комнате возле рабочего стола)
Звук новых колонок пока радует и удивляет новизной, единственный недостаток-необходимы более длинные межблочные кабеля, но дедушка Ван Ден Хул говорил, что так и должно быть.
[ Вложение: Вам нельзя просматривать вложения ]