Очень часто на разных форумах приходится читать о "пересадке" динамиков с текстильной центрирующей шайбы на т.н. "паук" или "спайдер"( чаще в англоязычной литературе). Каким же всё-таки должен быть этот самый паук? Из чего его лучше изготавливать и какой формы придерживаться?
Для меня это вопрос на самом деле не праздный. Так уж получилось, что за очень недорого ко мне в руки попала пара венгерских динамиков BEAG 301-4. Динамики были в очень хорошем состоянии, практически с хранения. Но первоначальная радость быстро померкла при более детальном осмотре и тестировании. Текстильный подвес динамиков, за годы хранения задубел до костяного состояния. Центрирующие шайбы просели и катушка вместо того, чтоб находиться по центру зазора была провалена в зазор целиком. Звучание динамиков ватное и невыразительное, хотя по паспорту у них обещана полоса до 7000Гц. В общем решил, что динамики на операционный стол. Пусть послужат моим первым пособием по рукоблудному творчеству по созданию "самлучшего мидбаса".
Но не так всё гладко оказалось... Разобрать эти продукты венгерского социализма, было не так-то просто. С подвесами то ещё ладно. Они были безжалостно срезаны, а места их приклейки размочены уайт-спиритом и зачищены мелкой шкуркой. Но дальше всё страшней и страшней. Пылезащитный колпачок, центрирующая шайба к корзине и катушка к диффузору были приклеены крепчайшей венгерской эпоксидкой. Которую не брал ни фен , ни естественно ни один из растворителей. Но моя варварская любознательность победила и тут. Всё что можно было оторвать и срезать, было срезано и оторвано, а места приклейки кропотливо очищены от наплывов эпоксидки наждачной шкуркой. Количество эпоксидной смолы просто вызвало шок... Неудивительно, что и звука не было, подвижка утяжелена явно сверх нормы.
Новые подвесы заказал у П. Зодниева. Возня с катушками ещё впереди. Встал вопрос с изготовлением новых центрирующих шайб. Ну конечно, как тут не почувствовать себя новым Страдивари и не поупражняться в выборе формы спайдера.
Порывшись в сети нашёл несколько видов пауков.
Итак первое что попалось, это паук динамиков Вэрфедэйл.
Но это были широкополосные динамики. Мне такой паук показался с недостаточным ходом и в этом направлении даже не стал рыть дальше.
Потом почти одинаковые пауки от старых динамиков Гудманс и какого-то Телефункена. Ну ооочень похожи. Проблема их, на мой некомпетентный и мимолётный мой взгляд, та же самая. Недостаточный свободный ход. Для мидбаса с ходом катушки +-3мм они показались мне недостаточно свободными.
Следующие две картинки, это т.н. "спайдер Лихницкого".
Ход у этого спайдера очень большой. Но вот сможет ли он удержать катушку не лёгкого 8" широкополосника, а 12" мидбаса, возникли сомнения. Но тем не менее, такой "паучок" тоже взял на заметку.
Очень понравился "спайдер Павлова"(последняя картинка). У него и ход явно немаленький и внешний вид обещает достаточную жёсткость. Да и технологичность изготовления тоже немаловажна. Попробую изготовить что-то подобное на лазере.