Николай, термин "линейный двигатель" тут как-то вплелся непонятно откуда, наверное из описания привода Арктура, или Электроники ЭП-060. То, что обычно подразумевается под этим термином, то есть нечто перемещающееся по некой направляющей типа линейных двигателей в станках или поездах с линейным приводом и т.п., несколько отличается от привода в этих вертушках. Хотя я понимаю откуда автор описания приплел этот термин. Статоры в этих вертушках не разнесены в пространстве на 120 градусов, а сосредоточены в одном месте , что напоминает линейный двигатель. А если еще разрезать магнитную ленту наклеенную на диск и "выродить" ее в прямую, то получится, так сказать, "обратный" линейный двигатель - каретка неподвижна , а движется направляющая. Вот отсюда и вплетание этого термина. А если статоры разнести физически на 120 градусов, то уже исчезает линейный двигатель, лично мне вот так кажется.
Пока обдумывал ответ на вопрос Василия по поводу спирального таходатчика -
"Может кто и реальную конструкцию тут изобразит?" перечитал всю тему (и еще параллельную), поскольку в какой-то момент выпустил из виду, а собственно о каком варианте конструкции мы говорим - по рисунку в посте Василия №23 или по рисунку в посте Александра №26. Пока читал, Александр все прояснил. Но я вижу ответ уже не актуален.
Попутно возник вопрос - откуда взялась уверенность, что система стабилизации привода в Арктуре работает в старт-стопном режиме. Там этого вроде и близко нет. Это было в статье, где один товарищ пишет, как он переделывал привод Арктура на основе микроконтроллера и в результате проб и ошибок докатился до такого режима, что впрочем неудивительно - судя по всему товарищ плохо себе представлял за что взялся
Далее, Александр, думая что
"в Арктуре магнитные полюса еле еле магнитятся к отвертке, следовательно двигатель ближе к асинхронному, а слабые полюса являются только метками системы стабилизации оборотов" ты слегка ошибаешься. Они не только для стабилизации, они есть магнитный ротор.
Точнее так, как мне кажется происходит смешивание принципов работы совсем разных типов приводов по "внешней" похожести их, скажем так, реакции на внешнее воздействие.
Что асинхронный двигатель, что двигатель прямого привода Арктура изменяют частоту вращения в зависимости от нагрузки, но делают это по разной причине. Стоит в тот же самый привод Арктура ввести стабилизацию по фазе, как он тут, же станет "похож" на синхронный. Но только похож.
Далее я не совсем понял зачем для получения асинхронного режима полосу из латуни или меди накладывать на полосу из электротехнической стали. Вроде как для асинхронного привода сталь необязательна. Да и латунь с медью тоже. Тот же диск из алюминиевого сплава вполне может работать ротором асинхронного двигателя, тем более, что в обычных асинхронниках роторы сплошь и рядом из алюминиевых сплавов. Вот только возникает вопрос потребной напряженности магнитного поля, создаваемого статором в таком несколько нестандартном асинхроннике, и вопрос о том, что наводимые токи будут гулять по всему диску и создавать наводку на голову. Все-таки стандартные асинхронники по своей конструкции оптимизированы с точки зрения уменьшения полей рассеяния. То же самое касается и варианта создания синхронного гистерезисного как части диска. Сумлеваюсь я однако.
Да, Александр, то, что в "причинные" времена в проигрывателях вроде как и так все прекрасно было (чуть уплыло - ручкой подкрутили), на самом деле не отменяет того факта, что какая-либо привязка частоты вращения к некоему эталону, то есть, в некотором смысле, "стабилизация" все же имелась. Либо привязка синхронного движка к частоте сети, либо его же к частоте внутреннего генератора, "эталонную" частоту которого мы той самой ручкой подкручиваем, либо то же самое с асинхронным движком, либо система стабилизация напряжения питания движка постоянного тока и, тем самым, стабилизация частоты и опять ручка для подстройки скорости. Но все это без обратной связи, ну положим за исключением вариантов с движками постоянного тока. Хотя справедливости ради надо отметить, что в неявном виде в большинстве этих перечисленных приводов, за исключением синхронника питаемого от сети, обратная связь все же присутствует. Оптикомеханическая, только очень вялая такая, медленнодействующая. Это мы с вами, глядящие на стробоскопические метки и крутящие ручку. Хотя и с процессором - мозгом.
Посему вывод такой - без эталонного генератора в нашем случае никуда, либо цифрового, кварцованного, либо аналогового с ручкой - это уж кому как нравится. Только таходатчики при этом необязательны. Они есть элемент системы стабилизации с обратной связью.
Наговорил сто бочек арестантов, аж сам запутался. Вполне возможно, что наполовину бред