Анатоль,
ближняя зона при озвучивании больших залов никого не интересует, т. к. в ней все частоты присутствуют и без всяких ухищрений.
Здесь имеется в виду ВЧ и СЧ часть звука на дальнем расстоянии от сцены освещенная "прожекторами".
Это объясняется в следующем отрывке:
"Основное преимущество линейных массивов над традиционными системами — четко контролируемая вертикальная диаграмма направленности. Но, как почти всегда бывает, основное преимущество одновременно является и основным недостатком. Линейные массивы требуют прецизионного позиционирования. Стоит ошибиться на пару-другую градусов с изгибом или наклоном, как значительная часть публики становится не слушателями концерта, а зрителями пантомимы в сопровождении бас-гитары и бас-барабана. Причем ошибка зачастую выявляется уже после того, как аппарат подвешен, а настройка произведена. Надо ли говорить, что практически всегда времени на переустановку и перенастройку (краткая справка: перенастройка обязательна, так как частотная характеристика линейного массива ощутимо зависит от степени изгиба) нет и работать приходится абы как.
Компания Audio Performance (Швейцария) первой в мире решила эту проблему. Линейный массив, составленный из систем DLA12amp, имеет дистанционную электронную регулировку вертикальной диаграммы направленности. Пределы ее достаточно широки. Так для массива из четырех систем эта величина доходит до 10°, а для вдвое большего — до 30°. Само собой разумеется, что при каждом изменении нет надобности в перенаст-ройке мастер-эквалайзера. Таким образом, за счет сокращения количества человеко-часов на нудное «прицеливание» (с использованием лазерного дальномера) и ювелирное выставление углов изгиба звукорежиссер получает больше времени на творческую работу."