Привет всем, с кем уже знакомы на других форумах, а так-же всем, с кем познакомились сейчас!
Хочу поделиться забавой с новой игрушкой. Решил сделать свой собственный маломощный усилитель на очень линейной в триодном включении лампочке 4П1Л. Мне вообще нравятся лампочки, разработанные Телефункеном для немецких военных, а после войны - переделанными для совецких военных. 4П1Л -- одна из них. Не знаю -- правда это или нет, но я читал, как будто немцы после войны дорабатывали немецкие лампы для советской армии...
Для начала -- её анодные характеристики. Их многие смотрели, включая меня, но на что я обратил особое внимание -- они достаточно линейны в том числе и при положительном смещении первой сетки. Почему это важно? Да потому, что:
1. Из-за крест - фактора пики сигнала, особенно -- в маломощных усилителях, частенько вызывают положительные пики напряжения на первой сетке выходной лампы.
2. Сеточный ток существует практически при любом напряжении на сетке, хоть положительном, хоть отрицательном. И он не линейный -- то есть, зависимость от напряжения не описывается простой формулой I=U/R.
Мой опыт подтверждает эти выводы. И позволяет понять, почему аудиофилы, далёкие от понимания электроники, не любят разделительные конденсаторы между драйвером и оконечным каскадом... Они, говорят, "звучат"...
И возникло у меня естественное желание -- убить двух зайцев одним ударом: и преодолеть пресловутый классический синдром "Классы А1 и А2", и использовать лампочку максимально полно...
и добавил...Само собой -- мысль потекла по проторенному ищё в 20-е годы прошлого века руслу, к межкаскадному трансформатору... Стал искать, параллельно делая шасси и источник питания... Конструкцию решил сделать по своему обычному стандарту -- "аккордеон", с перфорированным шасси, отсеком для трансформаторов. Передняя часть шасси оставлена для платок с релюшками -- там будет лестничный регулятор с переключателем входов от Шуры Заславского и ремотка с моторчиком. Зеркало решил не делать, обошёлся куском затемнённого лексана -- 4П1Д столько тепла, как куча ГУ-50, не излучают.
и добавил...Блок питания решил сделать, как всегда, стабилизированным, используя всё тот-же 300 - ваттный силовик -- есть их у меня, а менее мощные покупать надо, деньги тратить...
Сделал +120, +240, -52, и плавающее 6.3 вольта.
Зачем +120? Выхода с размахом в 6 вольт маловато, чтобы раскрыть индикаторы 6Е1П, лишнюю панельку решил не ставить, а обойтись мармышкой 6Н16Б на плате стабилизатора. Всё равно 240 вольт получаю двумя стабисторами по 120 вольт, добавить ещё один IRF430 -- и +120 для питания мармышки. Зачем +240? Решил выкарабкаться из привычного русла и использовать вместо межкаскадного трансформатора катодный повторитель.
Если этот повторитель нагрузить на генератор тока, то и обычная криволинейная мормышка 6Н16Б вполне справится, причём весьма линейно -- размах тока катода будет практически равен размаху сеточного тока 4П1Л. А если в анод включить светодиод оптопары, параллельно с подстроечником, то можно получить заодно и оптический компрессор - лимитер, огнаричивающий пиковую мощность на подходе к клиппингу... И эти - же мармышки запитать от этого - же 120 вольт.
Теперь - про плавающее 6.3 вольт. Чтобы сбросить лишних 2.1 вольта, решил поставить по паре 3-х омных резисторов к каждому концу накало каждой из 4П1Л. После заземления центральных выводов накалов заплыв прекратится...
и добавил...Нити катода - накала решил заземлить через резисторы по 10 ом, замкнутые перемычками. Сценарий такой: выдёргиваешь левую лампу, раскорачиваешь резистор у правой, устанавливаешь на нём падение напряжения, соответствующее выбранному току анода... Забегая вперёд, скажу: ток был выбран в 50 милиампер, при напряжении на аноде с учётом сопротивления трансформаторов в 220 вольт. И резисторы я решил не закорачивать: стереопанорама с ними получается лучше.
и добавил...В качестве первой лампы решил попробовать либо 6Ж4П, либо 6Ж5П -- есть их у меня, и они мне нравятся. В катоде -- зелёный светодиод. Нагружены на гиратор, так что -- можно переставлять лампы, не заботясь об анодном напряжении -- гиратор сам подстроит его в зависимости от попавшейся лампы, чтобы получить всё те-же 100 вольт на аноде. Вот раздолье тюброллерам -- отслушивать 6Ж1П, 6Ж2П, 6Ж38П, 4Ж4П, 6Ж5П, и что ещё по цоколёвке подойдёт... Можно будет даже клубы фанатов организовывать, со значками и кепками...
и добавил...И вот, что у меня получилось, в данной текущей реинкарнации:
и добавил...Подключил к бумбоксу Magnavox, с парой горнов и 15-дюймовиков с лёгкими диффузорами, наслаждаюсь... Бумбокс хоть и бубнит, но стереопанораму этим не испортишь: слышно даже глубину, а на очень хороших записях - и расстояния источников звука от пола.
и добавил...Пробовал разные выходные трансформаторы, но остановился на пуш-пульных выходниках, сделанных для меня Edcor-ом: 4 килоома пуш-пул, с выходами 4, 8 и 16 Ом, 60 Ватт. Я их перебрал, добавив каптоновый зазор, где-то 0.2 милиметра плюс - минус лапоть. Теоретически они в самый раз для однотактного 15-ваттника, но и для 2.5 ваттного -- золотые руки: 20 Герц дают на полную мощность. -3 децибелла на верхах получается на частоте 35 килогерц -- вполне, и весьма.
и добавил...Короче, сейчас жду платки аттенюатора из Израиля, ремотного контроля из Китая, а заодно делаю сэндвичи для него, вместо бумбокса:
http://wavebourn.com/forum/viewtopic.php?f=7&t=1127Как придут ремотки и аттенюаторы -- закажу под них переднюю панель у немцев. И сделаю боковушки, чтобы завершить конструкцию, в виде аккордеона, как обычно: музыку должен играть музыкальный аппарат.